Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

От пиксель-арта на «Ленфильме» до барельефов дома Бенуа: что посмотреть на экскурсии по стрит-арту Петроградской стороны

Культурно-просветительский проект «Открытый город» запустил экскурсию по петербургскому стрит-арту. Жителей города познакомят с различными направлениями уличного искусства. «Петербургский дневник» показывает часть маршрута
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Выстроить коммуникацию

«В этот раз мы, возможно, впервые будем говорить не столько о конкретных объектах культурного наследия, сколько о таком явлении, как уличное искусство. Мы считаем, что тема актуальная, спорная, поэтому планируем привлечь к ней внимание благодаря экскурсии. Мы хотели бы поднять вопрос дальнейшей судьбы уличного искусства и подчеркнуть, что здесь важна дискуссия. Сегодня размещение стрит-арта на улицах города сопряжено с рядом ограничений, которые должны соблюдать художники. Как лучше выстроить взаимодействие между властями города и художниками? Как сегодня уличное искусство проникает в ткань нашего города? На эти и другие вопросы мы и попытаемся найти ответы», – сказал руководитель проекта «Открытый город» Антон Иванов.

Почему Петроградский район выбран первым? По словам руководителя проекта, здесь можно построить очень удобный маршрут, показав разные этапы становления уличного искусства. И если горожанам понравится такой вид экскурсий, организаторы будут развивать направление дальше.
Добавим, что она будет проходить два раза в неделю в формате пешеходной прогулки, а также на самокатах. Чтобы попасть на экскурсию, нужно зарегистрироваться на сайте проекта «Открытый город».

«Данный совместный проект привлек нас тем, что он способствует выстраиванию коммуникации между художниками, его работами, которые являются неотъемлемой частью городского ландшафта, и обывателем. Многие люди думают, что стрит-арт – это вандализм. Наш проект призван показать, что это далеко не так. Чем шире и эффективнее будет происходить коммуникация вокруг темы стрит-арта, тем органичнее будет выглядеть городской ландшафт, тем больше он будет радовать жителей Северной столицы», – сказал руководитель компании PushKeen и проекта PublicARt Кирилл Рейнхольдс.


Маршрут построен

Экскурсия длится около двух часов. Одна из задач, которую ставили перед собой организаторы проекта, – показать весь диапазон работ, связанных с уличным искусством, говорит экскурсовод Семен Некрасов.

«Речь не только и не столько о каких-то небольших рисунках и граффити. Мы познакомим слушателей с барельефами, паблик-артом и стрит-артом. Наша задача в том, чтобы любой участник экскурсии смог после нашей встречи научиться отличать граффити от паблик-арта. В нашем маршруте много точек. Пожалуй, самая нестандартная – двор «Камчатки», где работал Виктор Цой. Там мы показываем участникам городские фрески и надписи, посвященные музыканту», – сказал Семен Некрасов.

Что входит в маршрут

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

1. Летом 2020 года на территории кинокомпании «Ленфильм» (Каменноостровский проспект, 10) появился паблик-арт с изображением героев советского кинематографа: Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников («Собачье сердце»), Андрей Миронов и Людмила Гурченко («Соломенная шляпка), Василий Ливанов и Виталий Соломин («Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»), Владимир Коренев и Анастасия Вертинская («Человек-амфибия») и Михаил Водяной («Свадьба в Малиновке»). Эта работа отражает все, что связано с паблик-артом – легальным, общественным и публичным видом искусства. Роспись создавали сразу три художника, о чем и говорят соответствующие надписи на самом изображении: часть полотна создавал художник Telezh, еще часть – художники HoodGraff и Van Gee. Кроме того, на одной из стен по соседству размещена Золушка, созданная с помощью технологии пиксель-арт.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

2. Фреска «Космический захватчик» – персонаж из компьютерной игры, выполненная с помощью той же технологии пиксель-арт, украшает фасад здания на Каменноостровском проспекте, 22. На этой магистрали довольно динамичный темп движения: быстро проносятся машины, вечно куда-то бегут люди. В городской суете подобные небольшие объекты мало кто замечает, «Космический захватчик» буквально мимикрирует под среду, поэтому довольно сложно его увидеть. С другой стороны, заметив это произведение, человек, по задумке автора, получает положительные эмоции от «столкновения» с произведением, ведь особенность стрит-арта как раз в том, что зритель никогда не знает, где он вновь столкнется с ним.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

3. Дворы жилого дома Первого Российского страхового общества, который построен по проекту сразу нескольких архитекторов по фамилии Бенуа на Каменноостровском проспекте, 26-28, представляют собой кладезь уличного искусства, и это не только граффити, паблик-арт или стрит-арт. В одном из дворов можно увидеть художественное монументальное произведение – фреску с изображением птицы, которая украсила пространство благодаря студентам и выпускникам Академии Штиглица.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

4. Во дворах дома Бенуа стоят несколько гаражей. Все они представляют собой скорее произведение искусства, чем место для хранения автомобиля. Кстати, именно среди этих гаражей на Каменноостровском проспекте, 26-28, записывал свой культовый трек «Буду погибать молодым» рэпер Мистер Малой. Так, на одном из гаражей можно увидеть полуобнаженную девушку с рогами. В произведениях художницы QY – автора работы всегда присутствует тема смерти. К этому отсылают и черепа, которые можно разглядеть в представленной работе.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

5. В саду Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте уличное искусство представлено в виде работ художника Кирилла Миллера. На стене дома Бенуа, со стороны сада, можно увидеть четыре белых барельефа. Персонажей для размещения художник в свое время выбрал на свой «вкус и цвет». Таким образом, здесь появились барельеф с изображением Дмитрия Шостаковича, Сальвадора Дали, Даниила Хармса и Дмитрия Лихачева.