Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

«Горэлектротранс» подготовил масштабную программу, посвященную 115-летию петербургского трамвая

Начало празднования ознаменует выстрел из пушки Петропавловкой крепости 29 сентября. А уже после этого начнутся тематические мероприятия по всему городу
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Трамвай в Петербурге был первым по-настоящему массовым видом общественного транспорта. В настоящий момент общая протяженность трамвайной сети составляет 445 километров», – сказал исполняющий обязанности директора «Горэлектротранса» Алексей Серебряков.

Он отметил, что праздничным объявлен весь 2022 год. Проходят образовательные, деловые и развлекательные мероприятия. Например, большой праздник запланирован на Кронверкском проспекте 1 октября. Будет выставлена специальная техника – поливочно-моечный вагон, вагон-лаборатория – всего 26 специализированных единиц. Также перед гостями выступят солист Мариинского театра Василий Герелло и лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра» Иван Ожогин.

«Один из интереснейших экспонатов – вагон МС-2, который имеет прозвище «Хозяин». Он использовался на заводе для буксировки новых вагонов – тех, которые еще не могли ходить в определенные моменты сборки. Около 6 лет было потрачено на реставрацию МС-2, и мы с гордостью можем его представить», – сказал директор трамвайного парка №3 «Горэлектротранса» Артем Михайлов.

ОСНОВНАЯ ТЕМА – КАДРЫ

В Музее железных дорог России 29 сентября при поддержке Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАПГЭТ) пройдет конференция «Через историю в будущее – от музейных комнат к центрам профориентации».

«В мероприятии примут участие руководители предприятий городского электрического транспорта и производящих непосредственно элементы подвижного состава. Основной темой дискуссии станет поиск и подготовка кадров, что на данный момент является довольно серьезной задачей», – сказал исполнительный директор МАПГЭТ Владимир Федоров.

Он отметил, что на конференции расскажут об успешном опыте Петербурга, который поможет представителям регионов, где присутствует серьезный пробел в плане стандартов профориентации.

«Задача простая – привлекать молодежь начиная прямо со средней школы. Рассказывать, что такое транспорт, насколько он важен для современного города и так далее. Молодые люди будут постепенно втягиваться и понимать, что это целый комплекс совершенно разных профессий – от водителя до промышленного дизайнера вагонов. Как только они заинтересуются, нужно их проводить от получения специализированного образования до дальнейшего трудоустройства», – подчеркнул Владимир Федоров.

Кроме того, важным просветительским мероприятием станет день открытых дверей в учебно-курсовом комбинате СПб ГУП «Горэлектротранс», который пройдет также 29 сентября.

«На данный момент это корпоративный учебный центр, подготавливающий водителей трамваев и троллейбусов и осуществляющий обучающие программы повышения квалификации по 26 направлениям. Каждое из них разрабатывалось с привлечением профильных экспертов в условиях обновления подвижного состава», – сказала заместитель директора учебно-курсового комбината «Горэлектротранса» Ирина Изотова.

Она добавила, что в день открытых дверей расскажут об условиях приема, о ходе обучения, об образовательных технологиях и дальнейшем гарантированном трудоустройстве. Будет возможность пообщаться с руководителями предприятий, техническими работниками и преподавателями.

«Также запланирована экскурсия, в ходе которой можно будет не только увидеть учебные классы, но и посетить тренажерный класс с эффектом виртуальной реальности и попробовать себя в качестве водителей», – добавила Ирина Изотова.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

«В 2022 году при поддержке губернатора Петербурга Александра Беглова и руководства Комитета по транспорту был дан старт программе развития по обновлению подвижного состава и инфраструктуры городского электрического транспорта «Сохраняя историю движемся в будущее». Бюджет составляет порядка 123 миллиардов рублей, а срок реализации – до 2028 года», – рассказал Алексей Серебряков.

Он добавил, что в итоге будут получены 596 трамваев и 587 троллейбусов. Технологическая начинка трамваев будет сильно переработана, они станут «умными». В них будет встроена система активной безопасности и бодрствования водителя.

«Также запланировано выпустить 76 ретротрамваев. Внешне они будут представлять собой реплику транспорта 1960-1970-х годов. Тем самым мы ставим цель закрепить в сознании горожан трамвай как один из символов города», – отметил Алексей Серебряков.

ТРАМВАЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Напомним, что 24 августа были подведены итоги конкурса детского рисунка, посвященного трамваям и троллейбусам и запущенного еще 1 июня. Как отметил Александр Беглов, этот конкурс стал доброй традицией Северной столицы. Благодаря ему ребята по-новому смотрят на городские улицы, больше узнают об истории Петербурга, представляют, как будет меняться облик города и, например, трамвая через 50-100 лет.

Было прислано более 200 творческих работ. Основной темой рисунков стал трамвай ЛМ-57, имеющий прозвище «Стиляга». Его дизайн создал знаменитый ленинградский архитектор Иосиф Вакс. Именно этот трамвай был десятки лет эталоном «трамвайной моды».

Победителей награждали в старейшем в городе Василеостровском трамвайном парке, где сейчас располагается Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта. Кроме того, лучшими рисунками планируют украсить борта троллейбусов и трамваев города.

СПРАВКА

Трамвайное движение в Петербурге открылось 29 сентября 1907 года. Первый маршрут соединил Главный штаб с 8-й линией Васильевского острова. В вагон пускали не более 34 человек. Также присутствовало классовое разделение. Проезд для пассажира первого класса стоил 6 копеек, второго – 4 копейки. Но через год оплата для всех стала составлять 5 копеек.

Место вагоновожатого располагалось на открытой площадке, и зимой, как и кондукторы, они работали фактически на улице. Кроме того, при движении вагона они отвечали за безопасность: перекрестки кондукторы проезжали, стоя на подножке вагона, чтобы вовремя остановить желающих запрыгнуть в трамвай на ходу.

Трамвайное движение активно развивалось, и с 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города, а для удобства пассажиров Городская дума ввела дополнительное обозначение номеров трамвайных маршрутов с помощью сочетания двух цветных огней.