Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Дружба, проверенная супом из сена: как Чуковский и Репин превратили дачу в культурный центр

В музее-усадьбе открылась выставка «Далекие – близкие»
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Государственный литературный музей «ХХ век» открыл выставку «Далекие – близкие» в музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты», посвященную дружбе живописца и Корнея Чуковского. Гостям ежегодного фестиваля знаменитых писателей «Текст в контексте», который в этом году приурочен к 140-летию самого издаваемого советского детского автора, показали, как выглядели знаменитые репинские «среды», и угостили супом из сена, которым кормили гостей необычной дачи.

КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

Выставка «Далекие – близкие» посвящена многолетней дружбе Корнея Чуковского и Ильи Репина, которые были соседями по даче в поселке Куоккала, который теперь носит имя художника. В начале прошлого века именно в этом месте собирался весь свет Петербурга: здесь читали первые редакции знаменитых произведений, проводили художественные и музыкальные вечера. Название выставки перекликается со сборником «Далекое близкое» Ильи Репина, редактурой которого по просьбе художника занимался Корней Чуковский. Оформление экспозиции отсылает к футуристу Василию Каменскому, жителю поселка Куоккала и частому гостю репинских «сред». Сборник Каменского называется «Танго с коровами: железобетонные поэмы». Каменский, как и многие футуристы, в своих произведениях старался разорвать разницу между вербальными и визуальными компонентами текста и провозглашал синтез искусств. Этим синтезом и стала Куоккала, где гостили многие отечественные писатели, поэты, художники и ученые: Максим Горький, Леонид Андреев, Владимир Маяковский, Николай Гумилев и Владимир Бехтерев.

В СРЕДУ – ВСТРЕЧАЕМСЯ У РЕПИНА

«Чуковский приехал в Куоккалу в 1906 году. Опальный критик, на которого завели уголовное дело за выпуск сатирического журнала «Сигнал», какое-то время он был под арестом, – рассказывает куратор выставки Анна Зотина. – Потом все благополучно разрешилось, но Чуковский с семьёй решил перебраться в тихое и спокойное место. А Репин с супругой Натальей Борисовной жили здесь с 1903 года. Однажды на тихую скромную дачу приходит немолодой челочек. Сначала Чуковский принял его за посыльного, и тот действительно передает ему письмо. И открывая его, Чуковский понимает, что перед ним – живой классик, картины которого висят в Русском музее и Третьяковской галерее».

Большинство дачников с наступлением холодов покидали эти места, и Чуковский с Репиными оставались в гордом одиночестве. Атмосфера зимнего уюта сблизила их, положив начало доброй дружбе двух творческих людей.

А летом шумное веселье вместе с обитателями дач возвращалось. «В доме у Репиных каждую неделю в среду проходили так называемые обеды из сена. Наталья Борисовна Нордман была ярой пропагандисткой вегетарианского образа жизни. Бывало, не поддерживающие ее идеи гости даже брали с собой в гости к Репиным ветчину и колбасу и съедали ее сразу после посещения «Пенатов» где-то на железнодорожной станции. Для Натальи Борисовны вегетарианство было не формой эпатажа, как считали многие. Напротив, она видела в этом шажок на пути к решению проблем бедности и голода, а его главной заслугой считала доступность», – отмечает Анна Зотина.

По средам в доме Репина существовали особые правила. Гости собирались за круглым столом и ухаживали только за собой. Помощь соседу каралась «штрафом».

«Первое правило гласило: каждый входящий должен нарезать себе хлеб. За услугу соседу полагается штраф – речь. Проштрафившийся добряк-любезник должен во всеуслышание рассказать какую-нибудь занимательную речь. И чаще всего штрафовали на этих посиделках Корнея Ивановича: он всегда произносил блестящие речи, которые безумно нравились гостям, и они подначивали его, чтобы он так или иначе проштрафился», – говорит куратор выставки.

А В ВОСКРЕСЕНЬЕ – У ЧУКОВСКОГО

По воскресеньям вся петербургская публика собиралась на тихой даче Корнея Ивановича. На одном из таких воскресений из маленькой тонкой литературной тетрадки появилась «Чукоккала» – 700-страничный альманах, который Корней Иванович вел до конца своей жизни. Это история каждого знакомства и каждой дружбы знаменитого сказочника, а еще летопись культурной жизни начала и середины XX века. Герои «Чукокколы» представали в совершенно нехарактерных амплуа. Известный как прозаик Куприн превращался в стихотворца, а трагический лирик Блок пишет веселые памфлеты. Лишь Илья Репин всегда оставался художником: Чуковский вспоминает, что за неимением рядом кисти и холста он мог обмакнуть папиросный окурок в чернильницу и начинал рисовать собравшихся гостей.

Чуковской помогал Репину и в мастерской за работой – он должен был будоражить гостей, вовлекать их в спор, читать вслух и поддерживать приподнятое настроение моделей. «Однажды Илья Ефимович предложил Корнею Ивановичу написать его портрет. Это была настоящая честь, которая выпадала далеко не каждому. Так, однажды Репин категорически отказался написать портрет Федора Достоевского. А вот портрет Маяковского, с которым они были очень дружны, Репин решил написать сразу же после знакомства. Но этого не случилось. Прямо перед тем, как прийти в мастерскую, Маяковский сбрил свою вдохновенную шевелюру, чем очень расстроил художника», – замечает Анна Зотина.

Портрет Корнея Чуковского пережил настоящую детективную историю. «Он был написан в 1910 году, и спустя всего два года его решили отправить на выставку в Рим. Однако на выставке хозяин галереи принял ничтожнейшую стоимость страховки за цену портрета и продал его. С тех пор портрет путешествовал по миру – был во Франции, США, Израиле, выставлялся в Третьяковской галерее и появился на витрине магазина «Торгсин». Только в 2007 году он вернулся на свою малую родину и сейчас находится в Стрельне, в Константиновском дворце. Надпись на портрете была простой и лаконичной: «Дорогому Корнею Ивановичу Чуковскому – надежде и будущему великой русской литературы», – говорит Анна Зотина.

НА ЗАМЕТКУ: РЕЦЕПТ СУПА ИЗ СЕНА В ЧАЙНИКЕ

В день открытия в парке усадьбы «Пенаты» гостей угощал вегетарианскими блюдами шеф-повар Денис Дмитровский по рецептам «Поваренной книги для голодающих» Натальи Северовой-Нордман, жены Репина.

«Берется чайник, глядя по количеству душ, маленький фарфоровый или огромный жестяной на целую артель, бросают в него сена по два золотника на персону, крошат луку, прибавляют лаврового листа (один лист на троих) и по две перчинки на каждого – солят, заваривают крутым кипятком, ставят на огонь ненадолго, и суп готов».

Выставка «Далекие – близкие» в «Пенатах» будет работать до 23 октября 2022 года. В дальнейшем ее планируется перевезти в одно из арт-пространств Санкт-Петербурга.

Закрыть