Звуки музыки доктора Сонина: как петербургский врач стал бардом
Александр Сонин прошел путь от участкового терапевта в Приморском районе Петербурга до главного кардиолога района, председателя Совета молодых врачей в региональной организации «Врачи Санкт-Петербурга», а затем и основателя собственной клиники. Кроме того, он известен как бард, автор-исполнитель собственных песен. А ведь все складывалось непросто – он даже уходил из медицинского вуза, доучившись до пятого курса.
Уроки самоутверждения
Александр Сонин родился в небольшом городке в Липецкой области в семье музыкантов. Мама – хоровой дирижер, папа – преподаватель игры на классической гитаре, композитор, аранжировщик.
Александр рассказывает, что мысли о медицине пришли благодаря собственному опыту: он в детстве часто болел, потом заболела любимая бабушка, и он видел бережное, грамотное, профессиональное отношение врачей к страдающим людям.
Окончил школу с золотой медалью и без проблем поступил, сдав всего один экзамен по химии, в Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию имени И.И. Мечникова.
«Первый год в Петербурге был сложным в плане адаптации к новым условиям быта, учебы, к климату. Медицинская учеба – сложная, и не могу сказать, что учился очень хорошо, но свой синий диплом я честно заслужил. Кроме того, я всегда был активистом. В вузе был факультет общественных профессий, где студентов-медиков знакомили с искусствоведением, там были клуб КВН, самодеятельность, вокал. И я рискнул на втором курсе прийти туда с гитарой. Меня послушали, приняли. Потом все годы учебы мне это и помогало, и мешало. Некоторые преподаватели шутя предлагали на экзамене спеть... У студентов и преподавателей было множество разных идей, я там встретил много друзей, единомышленников с других курсов. Это было настоящее формирование братства», – вспоминает Александр Сергеевич.
Не все давалось легко и в музыке, и в медицине
«На пятом курсе я отчислился из академии. Был трудный личный период, целые полгода я занимался пением, выступал в ресторанчиках, пел бардовские песни. Не жалею об этом: это дало возможность накопить силы и ресурсы, я понял, что надо продолжать учиться. Связи с Академией Мечникова настолько прочные и многогранные, что она просто так не отпускает. Это не только кафедры, но и люди, и аллеи липовые, там живет история. В 17 лет этого не понимаешь, а потом начинаешь ощущать», – рассказывает доктор.
Он отмечает, что прекрасные педагоги академии учили не только профессии, но и преподносили уроки, оставшиеся в памяти на всю жизнь.
«На третьем курсе есть очень сложный предмет – микробиология. Преподаватель Галина Юрьевна Колесникова. Я уже в третий раз сдаю зачет, никакой уверенности в себе. Она дает один биопрепарат – я на каком-то подсознании отвечаю, второй – отвечаю. Она говорит: «Молодец, для зачета достаточно. А вот тебе еще два препарата». Я отвечаю и судорожно думаю: «Все, валит!» И спрашиваю: «Это для экзамена?» А она отвечает: «Нет, для самоутверждения». Я такое услышал впервые в жизни. Для меня это был урок человечности, доброты, справедливости. Мы сдали экзамен, я пришел к ней в следующем семестре с цветами, конфетами, мы хорошо поговорили. Казалось бы, что для нее какой-то третьекурсник? А вот так помогла поверить в свои силы», – говорит Александр Сонин.
«Понимаю молодых врачей»
Он вспоминает многих преподавателей Академии Мечникова, оставивших след в его жизни. Казалось бы, великих, недосягаемых – но таких профессиональных и человечных. Благодаря труду которых студенты становились не только профессионалами, но и хорошими людьми. Видимо, это повлияло на то, что он и сам решил помогать молодым коллегам.
Еще в вузе он выбрал терапию, поступил в интернатуру на терапевтическую кафедру, пошел в районную поликлинику врачом-терапевтом, окончил клиническую ординатуру. До сих пор вспоминает любимую заведующую отделением Дареджан Цурцумия, которая, по его словам, показала, каким должен быть настоящий врач.
Многому научил практический опыт в поликлинике, где здорово помогали наставники.
«И я сейчас помогаю молодым, потому что мне помогали. В региональной организации «Врачи Санкт-Петербурга» я предложил создать отдельно структуру Совет молодых врачей. Я понимал, насколько важен этот аспект, как необходимо помогать молодым врачам адаптироваться к новым условиям работы, как им нужен практический опыт, и даже не в плане лечения, а как вести себя у постели больного. Студенты его все меньше получают, его заменяют симуляционными центрами и не учат, как разговаривать с больным, находить подход. Выпускникам не хватает адаптации на местах, и в «верхах» эту проблему не видят. У нас нет глобальной программы наставничества в медицине, все держится на доброй воле наставников», – переживает Сонин.
Опыт неравнодушия тоже пришел из Мечниковской академии. Он, скромный по натуре, но с обостренным чувством справедливости, всегда стремился защищать интересы других, возглавлял студенческий профком.
«Я понимаю претензии в обществе к молодым врачам. Да, они порой не готовы к чему-то. Но если мы будем кричать, жаловаться, они не станут готовы, они куда-нибудь уйдут или выгорят», – сожалеет доктор.
В келье Пиросмани
Все годы учебы Александр не оставлял творчество. На третьем курсе решил создать свой музыкальный коллектив, пригласил студентов, ребята выступали на студенческой сцене. Стал постепенно сочинять и собственные песни, играл на гитаре.
«На пятом курсе с другом Сережей Репешовым решили устроить концерт авторской песни в двух отделениях. Повеселились, назвав его «Первый прощальный концерт». Тут и правда, и ирония: мы заканчиваем вуз, надо начинать прощаться – как наши «звезды», устраивающие по десятку «прощальных» туров. И постепенно это стало некой традицией. Уже окончив академию и начав работать, мы раз в год устраивали «Прощальный концерт». Ведь мы всегда с чем-то так или иначе прощаемся – с уходящим годом, жизненным этапом. Традиция живет и сегодня», – улыбается Александр Сонин.
Он с детства любил бардовскую песню. Пели родители, их друзья. Они исполняли и академическую, хоровую, духовную музыку, но посиделки у костра с гитарой всегда были главной отдушиной.
«Я с детства слушал Визбора, Дольского, Окуджаву. У меня вообще странные были вкусы. Группа «Кино» как-то мимо меня прошла, а мне попадались пластинки Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной. Друзья, конечно, подшучивали, а мне нравилась русская песня», – говорит Александр.
Со времен студенчества музыка отошла на второй план, уступив медицине. А несколько лет назад вернулась вновь.
«Я побывал в Грузии, в доме, где жил великий художник Нико Пиросмани. Меня поразили несоответствие между величием его таланта и нищенской жизнью, которой жил, его история любви. И как-то ко мне сразу пришли стихи. Само выстроилось за полчаса», – говорит собеседник «Петербургского дневника».
Он периодически, когда свободное время совпадает с вдохновением, выступает с сольными концертами, сейчас его площадкой стал арт-клуб «Книги и кофе». Называет себя автором-исполнителем, бардом. Есть и своя публика, есть новые зрители, в том числе бывшие или нынешние пациенты. И он хорошо к этому относится, считает, что когда пациенты видят новые грани своего доктора, то еще бережнее выполняют все рекомендации.
Из таких же соображений он решил попробовать себя в частной медицине. Материальной необходимости не было, но он понял, что надо расти дальше.
«Частная медицина отличается не тем, что можно больше заработать, – это не так, особенно не в коммерчески ориентированных специальностях. Но это та помощь, которая нужна простым людям. Отличие в том, что люди, которые приходят на платный прием, гораздо более привержены лечению, готовы прислушиваться к тому, что говорит доктор. Пациент как бы принимает на себя часть ответственности за то, что происходит, и идет к врачу не для галочки. Уверен, каждого врача посещает чувство бессилия, когда бьешься изо всех сил, а человек ничего не делает, ему становится хуже, он погибает, и все усилия обесценены. В частной медицине мы вместе с пациентом видим результат. Как говорил Гиппократ, пациент с врачом объединяются вместе против болезни, и болезнь вынуждена отступить. Это кайф, это радость», – говорит доктор Александр Сонин.