script async src="https://widget.sparrow.ru/js/embed.js">
Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Намывной вопрос: почему Петербургу необходимо «наступать» на море

Смольный продолжает работу над тем, чтобы решить вопрос с созданием объектов социальной инфраструктуры на намывных территориях Васильевского острова. Планами по возведению новых школ, детских садов и поликлиник в южной и северной частях намыва с «Петербургским дневником» поделились в Комитете по строительству
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Вопрос о необходимости намывных территорий на Васильевском острове поднимается долгое время. При этом не все помнят, что намывные работы проводятся в Петербурге практически с момента его основания. Как для того, чтобы уберечь город от наводнений, так и для решения промышленных задач.

СУРОВАЯ ПРАВДА ЖИЗНИ

Например, с помощью подсыпки грунта менялись конфигурации русел рек и каналов в черте Петербурга. Или же создавались полноценные намывы, как в случае с расширением городского порта или в связи с необходимостью создания новых складских помещений. Именно таким образом, к слову, была значительно расширена набережная Невы от Обводного канала в сторону Смольного института, где расположились хлебная биржа и многочисленные каменные амбары (часть из которых цела до сих пор). И подобная деятельность вполне естественна для развивающегося города.

Свой естественный посильный вклад вносит и природа.

«Нева постоянно выносит из Ладожского озера огромное количество таких абразивных материалов, как песок и гравий, которые оседают в Невской губе, – отмечает в разговоре с «Петербургским дневником» руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук. – Так что отмели и острова здесь возникают и будут возникать естественным путем, и от этого никуда не деться. Да и вообще, все ученые знают, что Невская дельта таковой на самом деле не является, потому что она образована теми же речными наносами».

Поэтому, по мнению эксперта, у города есть два пути: либо все пустить в прямом смысле на самотек, либо возглавить этот процесс, регулируя его техногенными способами, то есть создавая намывные территории, которые можно использовать на пользу городу.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Между прочим, процесс обмеления Невской губы значительно усилился после ввода в строй Комплекса защитных сооружений от наводнений. Но значит ли это, что его строительство можно признать ошибкой?

«Возведение дамбы было одним из главных и жизненно важных для города проектов, – сказал «Петербургскому дневнику» Александр Беляев, в начале 1990-х годов являвшийся председателем Ленсовета. – Перед этим проводились многочисленные экологические экспертизы (была приглашена в том числе и крупная голландская компания), которые подтвердили, что дамба не несет опасности для окружающей среды. Ну а время уже доказало, что этот комплекс сооружений действительно необходим Петербургу. Думаю, жители города тоже оценили это».

ЛИКВИДИРОВАТЬ ДИСБАЛАНС

Но если вернуться к намывным территориям на Васильевском острове, то ключевым вопросом, который сегодня волнует жителей, является создание транспортной и социальной инфраструктуры.

Такую озабоченность разделяют и в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Так, глава фракции «Новые люди» Дмитрий Павлов напоминает о том, что на намывных территориях планировали создать «своеобразный новый центр города с серьезной общественной инфраструктурой». Этот проект, считает народный избранник, был актуальным и интересным, однако жилая застройка перевесила создание социальных объектов.

Эта проблема для Петербурга не новая. Как неоднократно подчеркивали в Смольном, дисбаланс между строительством жилья и социальных объектов нарастал годами. Лишь после 2018 года город существенно повысил темпы строительства школ, детских садов, поликлиник. Объемы ввода жилых домов были приведены в соответствие с потребностями города и реальными возможностями создания социальной инфраструктуры.

В Комитете по строительству «Петербургскому дневнику» сообщили, что в южной части намыва уже удалось достигнуть договоренности с пятью застройщиками о создании семи школ на 4760 мест, 11 дошкольных образовательных учреждений на 1525 мест и поликлиники, рассчитанной на 800 посещений в смену.

При этом в Комитете по строительству заверили, что при развитии северной части намыва уже будут учтены все ошибки, допущенные при освоении южной. К примеру, новый застройщик не получит разрешений на строительство без согласования с Градостроительной комиссией Санкт-Петербурга, которая синхронизирует возведение социальной инфраструктуры с возведением жилых комплексов. В частности, уже запроектировано восемь детских садов на 1925 мест, три школы на 4125 учеников, а также поликлиника, рассчитанная на 600 посещений в смену.

ЖИТЬ, УЧИТЬСЯ И РАБОТАТЬ

Что касается уже существующих намывных территорий, то тут есть еще один нюанс.

«Эти территории хотя и расположены в границах Василеостровского района, но часть из них находится либо в аренде на 49 лет у стратегического инвестора, либо в частной собственности у иных застройщиков, – пояснил «Петербургскому дневнику» глава администрации Василеостровского района Эдуард Ильин. – Но в случае грамотного распоряжения «новой землей» Васильевский остров может получить большое количество объектов социальной инфраструктуры, зеленых и рекреационных зон, а также долгожданный пляж – в исторической части острова все это строить просто негде».

К примеру, в соответствии с проектом в северной части намыва предусмотрено создание парка с прогулочными зонами, защищенными от морского бриза, а также целая сеть велодорожек, которые станут частью большого велосипедного маршрута Василеостровского района. Полностью новый проект на северной части намыва планируется завершить к 2033 году.

«Исторические традиции культурной столицы должны быть сохранены при застройке новых территорий нашего острова, – считает Эдуард Ильин. – Мы однозначно за комфортную, доступную, современную и красивую среду обитания. Василеостровцам здесь жить, работать и учиться. Поэтому культурным центрам, торгово-развлекательным комплексам, пляжу, набережным и уютным уголкам отдыха на нашем острове – быть».

Напомним, что Северный и Южный намывы – неотъемлемая составляющая общего проекта «Морской фасад», который власти Петербурга утвердили в 2006 году. Он включает в себя в том числе и пассажирский порт. Новый застройщик работает лишь с 2017 года и за это время успел решить часть накопившихся проблем.

«Обмеление Невской губы неизбежно приведет к тому, что она начнет зарастать и заболачиваться, – отметил эколог Юрий Шевчук. – Поэтому создание намывных территорий является естественной частью комплексного развития города».

Северная часть намывных территорий Васильевского острова находится ближе к Малой Неве.

4,5 миллиарда рублей – цена государственного контракта на создание дорог на намывных территориях. 8 детских садов планируется построить в северной части намывных территорий. 16 лет назад в Петербурге было принято решение о создании намывных территорий Васильевского острова. Проект реализуют к 2033 году. 550 метров составит длина благоустроенного пляжа, который появится в северной части намывных территорий.

Закрыть