«Зрителю обязательно захочется узнать нашу историю»: как в Петербурге снимают продолжение сериала про Екатерину Великую
В особняке Кочубея проходят съемки 12-серийной исторической драмы «Великая. Фильм второй». Действие начинается в 1763 году с коронации Екатерины. Первые годы правления будут непростыми для бывшей немецкой принцессы: помимо многочисленных побед и серьезных государственных преобразований, она столкнется с предательством, интригами и потерями верных друзей. Но как человек просвещенный, императрица понимает, что только сильная власть способна сохранить целостность страны, ее культурную и историческую идентичность. Екатерина проходит сквозь череду событий (война с Турцией, заговор, эпидемия оспы, появление мнимой дочери Елизаветы – княжны Таракановой), которые делают женщину только сильнее и мудрее, за что иностранные послы называют ее Великой. Но жизнь Екатерины – это не только государственные дела. Год за годом она меняет фаворитов, которые оказывали влияние на политическую жизнь страны.
Наша версия эпохи
Вторым человеком в правящей иерархии после монарха был канцлер империи, которого в сериале сыграл заслуженный артист России, актер БДТ Василий Реутов. Присягнув императрице одним из последних, он в то же время первым дал анализ текущей мировой политической ситуации. Кстати, в документе канцлер предельно четко и ясно дал понять, насколько важно сохранить полуостров Крым в российском подданстве. Однако Екатерина его откровенно не любила и считала лицемером.
«Он человек умный и влиятельный, но сказать однозначно, положительный он или отрицательный, сложно, – размышляет Василий Реутов. – Он участвовал в заговоре: возвел на трон вместе с группой людей Елизавету Петровну, был одним из ее фаворитов, поднялся при ней, был вице-канцлером, потом канцлером и даже симпатизировал Михаилу Ломоносову. Как и все политики, он оказался непростым человеком, остро чувствующим свои потребности».
Актер признается, что разобраться в эпохе дворцовых переворотов, о которых идет речь в картине, – задача не из легких: для этого нужно много читать, изучать исторические материалы: «И все равно нельзя оценивать эпоху Екатерины с точки зрения современных ценностей: нам не понять тех методов, которыми добивались своих целей люди почти триста лет назад. Но мне кажется, что человеческая жизнь имеет самую большую ценность, а все остальное вторично».
С каждым человеком из окружения у Екатерины складываются непростые отношения. Актер театра и кино Павел Ворожцов играет в исторической драме русского дипломата и государственного деятеля Никиту Панина. Одно время он был неофициальным советником императрицы, занимался воспитанием ее сына Павла Петровича. Но, как у многих государственных деятелей, у него были идеи, которые иногда противоречили политике главы государства.
«Признаюсь, до прочтения сценария не имел представления о том, каким был Никита Панин. С большим интересом узнавал много нового об этом государственном деятеле. Нельзя сказать однозначно, что история была точно такой, какой описывают ее автор или сценарист, однако в фильме при помощи художественного вымысла мы даем нашу версию эпохи, какой она могла бы быть», – говорит актер.
Съемки фильма идут каждый день, несмотря на капризы петербургской погоды, о чем собеседник нашего издания говорит с улыбкой и актерским смирением: «Иногда кажется, что сцена простая и мы быстро ее сделаем, но начинается ливень. В первый съемочный день мы играли в Царском Селе, когда стояла безумная жара и столбики термометров поднимались до 33 градусов, а на нас кюлоты, парики, камзолы, через три минуты пот ручьем льет по спине, а ты понимаешь, что впереди еще 12 часов съемки. А бывает наоборот – на улице холодно, а мы делаем вид, что нам очень тепло. Технические трудности дают иногда дополнительную энергию».
Баланс между достоверностью и образом
Съемки сериала из 12 эпизодов проходят во дворцах, парках и особняках Петербурга и Ленинградской области. В фильме задействовано порядка 500-700 костюмов. Их вес – от полутора до трех килограммов.
«Помимо прокатных костюмов нам помогали частные костюмерные, киностудии «Мосфильм», имени Горького, «Ленфильм», много вещей мы привезли из Испании и Чехии. А вот на Григория Орлова и Екатерину платья были пошиты индивидуально», – рассказала «Петербургскому дневнику» художник по костюмам проекта Татьяна Смирнова.
«Все бантики, вышивки, украшения должны работать на образ, все должно соответствовать драматургии, желанию режиссера. К примеру, в жизни Екатерины двое главных мужчин. С Григорием Орловым она сдержанная, холодная и даже аскетичная, костюм шьется в соответствии с характером отношений. А с Григорием Потемкиным начинается романтическая линия, и это читается в костюме. В нем появились более яркие цвета, мягкие и романтичные, шляпки, что было исключено с Орловым», – подчеркнула Татьяна Смирнова.
Отдельная тема – парики. В XVIII веке гармония силуэта достигалась при помощи четких линий костюма и парика. Художники исторического сериала от вольностей в интерпретации отказались. В фильме – 340 париков. Все они ручной работы, отдельные шедевры созданы руками петербургских мастериц.
«С париками на больших картинах работаю давно. Считаю, что все должно быть гармонично – костюм, парики, интерьеры, тогда и актеры смотрятся гармонично, – признается художник по гриму Татьяна Вавилова. – Вообще, это сложная ручная работа, нет никаких машин. Парики XVIII века делаются не из человеческого волоса – из буйвола. После съемок их моют, укладывают, обрабатывают специальными составами для шерсти. На укладку одного парика уходит практически целый день».
Другое дело – грим. К нему специалисты решили подойти избирательно.
«Лица на портретах того времени практически не накрашены, и мы тоже делаем неяркий тон, чуть розовые тени. Мужские лица вообще другие – им не нужен яркий макияж. В нашем фильме много государственных деятелей, смешно, если серьезные мужи будут с румянами. Но исключения все-таки случаются. В фильме есть такой персонаж, как Нарышкин, он светский человек, красивый, часто меняет парики, и в фильме есть сцены, где он выбелен и с румянами – в рамках своего образа», – поделилась особенностями работы художник по гриму.
Сериал «Великая. Фильм второй» выйдет на Первом канале не раньше осени 2023 года. «Почему нужно посмотреть этот фильм? А потому, что после просмотра зрители захотят вернуться на три столетия назад и узнать, что же на самом деле происходило в ту эпоху: обязательно возьмут книгу и все узнают», – воодушевленно замечает актер театра и кино Василий Реутов.