Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Защитник Ленинграда Георгий Черник создал клуб по интересам «Песня для души»

Ветерану 93 года, но он сохраняет оптимизм и бодрость духа

Ветеран Великой Отечественной защитник Ленинграда Георгий Черник создал в своей ветеранской организации по месту жительства клуб по интересам «Песня для души». О том, как в 93 года ему удается сохранить столько сил и оптимизма, он рассказал «Петербургскому дневнику».
Жизнь Георгия Васильевича Черника – как иллюстрация к истории страны. Каждое ее событие становилось страницей его биографии, в которой есть и война, и встреча с Ольгой Берггольц, и пение в хоре, и большая любовь к поэзии.

Читал стихи быкам

Родился Георгий Черник на Вологодчине. Точнее, в лагере, куда его мать и двух сестренок сослали как семью врага народа. Отца, признав кулаком, арестовали еще раньше (только спустя годы Георгий узнал, что отец был расстрелян еще в 1937-м). Сестренки четырех и шести лет тягот лагерной жизни не выдержали.

«Я тоже должен был помереть, поскольку у матери не было молока. Но приходила какая-то незнакомая женщина и подкармливала меня», – с благодарностью в голосе говорит Георгий Васильевич.

Когда началась война, они с матерью уже жили в поселке и вместе с другими репрессированными работали в колхозе. С особой теплотой ветеран вспоминает школьную библиотеку, где на трех полках хранилось настоящее богатство – книги, к которым он с тех пор и пристрастился.

«Правда, желающих слушать стихи в ту пору не было. Поэтому я читал… быкам. Потрясающие слушатели!» – шутит он.

Затем было фабрично-заводское училище, где Георгий получил специальность токаря. А после того как поезд привез его в деревню Леднево близ Кобоны, где проходила Дорога жизни, начал работать на военном заводе.

«Завод был секретный. Но, конечно, все знали, что там делают мины. Работали на станках. А так как до них не доставали, то подставляли ящики», – отмечает Георгий Васильевич.

Молодые рабочие стали подразделением ополчения Волховского фронта. О том времени напоминает медаль «За оборону Ленинграда», которой Георгий Черник очень гордится.

Голос блокадного Ленинграда

Стихи Ольги Берггольц он впервые услышал в заводском цеху.

«Стоим там на ящиках, точим, а по радио голос Ольги Берггольц из окруженного Ленинграда. Он навсегда врезался мне в память», – говорит Черник
А потом произошла их встреча. В то время Георгий Васильевич занимался в студии слова ДК Кирова. И его как одного из лучших чтецов, отправили на радио. Читал он там стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». И был уверен, что сделал это отлично. Но Ольга Берггольц осталась недовольна. И задала ему жару.

«Правильно все сказала. Слишком уж залихватски я декламировал. А надо было, как сказала Ольга Федоровна, душу вкладывать. Ее советы я помню до сих пор. Яркое впечатление она оставила», – вспоминает ветеран.

«Знай наших!»

Соприкоснуться с войной ему пришлось еще раз. Уже во время Корейской войны.

Но сначала был Ленинградский горный институт, затем – целина, поднимать которую он поехал в Читинскую область. А после этого вновь вернулся в Ленинград, защитил кандидатскую диссертацию.

На вопрос, как ему в 93 года удается сохранить оптимизм и бодрость духа, ветеран делится секретом: «Два раза в день я хожу с палками. На одиннадцатый этаж поднимаюсь только пешком. Правда, с остановками: три этажа пройду, потом отдыхаю и опять иду. Готовлю себе сам, один после смерти жены живу», – вздыхает он.

Георгий Васильевич любит вспоминать, как перепел фермера из Америки. В Соединенных Штатах Георгий Черник стажировался. Когда перед отъездом домой организовали прощальную встречу, руководитель делегации сказал ему: «Будет выступать американец с русскими корнями и петь по-русски и по-английски».

«Он поет «Прощание славянки». А мне куда деваться? Выхожу и пою песню «Пыль» на стихи Киплинга, тоже на русском и на английском языках. Знай наших!» – говорит Георгий Черник.

Георгий Васильевич Черник – человек с большой буквы. Всегда подтянут, гладко выбрит. С активной жизненной позицией и позитивным настроем. На занятия в хор ветеранов «Надеж да», которые ведутся в ДК «Сувенир» в Пушкине, он добирается с проспекта Ветеранов на общественном транспорте без опозданий. У Георгия Васильевича феноменальная память. Он помнит наизусть множество стихов и читает их как настоящий артист, Галина Самойлова-Журавлева, руководитель хора «Надежда»
Закрыть