Петербургская первокурсница рассказала, как «вылечить» страх перед математикой
– Елизавета, как давно вы занимаетесь проектной работой?
– Я начала заниматься проектной деятельностью еще в 9-м классе. Тогда меня интересовали совершенно разные области науки: это и когнитивные исследования, и психология, и «Умный город». Теперь я осваиваю образовательную программу, где 50 процентов – это проектная деятельность, мы будем исследовать качество жизни населения и ездить в командировки в разные города. Благодаря Академии талантов я и выбрала этот путь, ведь за три года работы поняла, что проекты – это мое! Люблю строить гипотезы, делать опросники.
– Вы, по сути, будете «продвинутым» социологом и управленцем после окончания вуза?
– Да, такой специалист-практик. Если честно, я очень долго выбирала, куда идти учиться. Сначала я хотела быть психологом и изучать когнитивные процессы. Потом поняла, что мне близка тема управления.
– А как обнаружили в себе талант к проектной работе?
– Я всегда была очень активной в школе – вписывалась в разные истории, порой попадая в проекты еще до того, как сама узнавала о них. В 9-м классе учительница предложила мне сделать проект совместно с «Сириусом». Мы изучали математическую тревожность у школьников. Многие ребята боятся математики и пишут контрольные работы плохо из-за страха перед предметом. Мы с подругой проводили опросники в нашей школе, обрабатывали данные, чтобы узнать, как снизить тревожность. Так родились три метода снижения математической тревожности. Ребята писали письмо сами себе, где они описывали эмоции – почему боятся или не хотят идти на контрольную. Гипотеза говорит о том, что человеку нужно выплеснуть эмоции, тогда результат станет лучше. Еще одна гипотеза – помогают физические упражнения, и третья – чтобы справиться со страхом, нужно прочитать установку на успех. Почему выбрала эту тему? Опять же, учительница сказала мне: «Я знаю, что ты классная и активная и ты сможешь сделать этот проект». И проект удался – ребята писали, что, например, установка на успех помогла им преодолеть страх.
– Как дальше вы развивали проект о математической тревожности?
– Мы отправили этот проект на «Большие вызовы» и защитили его. Тогда только начиналась пандемия коронавируса, была весна 2020 года. Было непонятно, будет очная защита или нет. Нам буквально за сутки до нее написали, что она состоится в Академии талантов. Мы стали призерами регионального этапа. Заключительный этап в виде теста проходила на платформе «Сириус», также было собеседование в Zoom c коллегами из лаборатории когнитивных исследований.
С того самого момента я начала следить за новостями Академии талантов и узнала о профильной смене в «Зеркальном». Я отправила заявку в начале 10-го класса, но моя мама не поддержала идею, ведь я была домашним ребенком, которого особо никуда не отпускали. И все-таки я поехала в лагерь в первый раз в жизни! Это было масштабно – около 150 школьников. Чувства по приезде были смешанные: где я, кто я? Еще и постоянные лекции. Вот такой выход из зоны комфорта. Мне так понравилось, что я поехала еще на шесть смен в этот лагерь.
– Какие возможности дают такие активности школьникам? Как они помогают в учебе и дальнейшей работе?
– На самом деле если бы не «Большие вызовы» и профильные смены, я не знаю, кем бы была. Это социализация, возможность проявить себя, развить в себе лидерские качества. Большинство учителей в школах не заинтересованы в твоем персональном развитии. Они пришли, отвели предмет и ушли. И если ты занимаешься где-то дополнительно, там ты найдешь наставников, которые готовы поддерживать тебя и помогать. И окружение, которое всегда будет тебя мотивировать.
– Я знаю, у вас есть свой стартап.
– Да, мы с подружками в конце 11-го класса реализовали свой стартап. Мы занимаемся организацией тренингов для молодежи на тему бизнеса и науки. У нас своя база экспертов. Надеемся выиграть грант.
– Хобби?
– До 9-го класса занималась бально-спортивными танцами и участвовала в коллективе «Тодес». Потом пришлось бросить из-за подготовки к экзаменам. В свое время закончила музыкальную школу – играю на флейте. Очень хочу научиться играть на гитаре. А еще изучаю иностранные языки – испанский и английский. В школе каждый год участвовала во всероссийской олимпиаде по испанскому и выходила на региональный этап.
– Испанский – какой он для вас?
– Английский – это что-то официальное, то, что нужно знать всем. В том числе для проектов, поскольку большинство исследований – на английском языке. А испанский язык – настоящая изюминка, он ассоциируется с летом и солнцем. У меня есть даже отдельный альбом испанских певцов, который я слушаю только летом.
– Где проводите время в Петербурге?
– Очень люблю набережные, особенно в теплое время года, там можно подумать о жизни и привести мысли в порядок. Коворкинг «Просто»: там я работаю над стартапом, именно здесь приходят гениальные идеи.
– Кем видите себя через 15 лет?
– Хотелось бы быть управленцем в крупной компании. Хочу приносить пользу обществу. Свой стартап я придумала не ради денег, а чтобы развивать российских школьников. Я бы с радостью попала в Академию талантов классе в 6-м, и жалко, что я не узнала о ней раньше. Наш стартап рассказывает о таких возможностях, чтобы дети как можно скорее нашли себя в этом мире возможностей.
БЛИЦ
– Любимая книга?
– Год назад я бы ответила – «Преступление и наказание» – читала раза три. Сейчас я помешана на книгах по психологии, которые помогают разобраться в себе. Люблю книгу «Начни выбирать себя. Как исцелиться от психологических травм и обрести истинное «я». Она помогла разобраться в себе. Я трудоголик и очень не люблю отдыхать. Усталость накапливается. Книга помогла расставить приоритеты.
– Любимый фильм?
– Все подростки смотрят фильмы и сериалы, а у меня такого не было никогда. Просто не люблю терять время.
– Место силы?
– «Севкабель Порт». У меня с ним связано много приятных воспоминаний. Прошлой осенью я часто ездила туда одна, с книгами и благовониями, отдыхала от суеты.
– С кем хотели бы встретиться?
– У меня нет кумира, но я хотела бы встретиться с Алексеем Миллером.
– Жизненный девиз?
– Все, что ни делается, – все к лучшему. Это фраза моей жизни.