Яндекс.Метрика
  • Мария Наранович

Кожаных дел мастер: как петербуржец воссоздает предметы средневекового быта

Увлечение переросло в призвание
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Все началось с зеленых сапог Робин Гуда

Петербуржец Александр Попов начал работать с кожей, когда ему было всего пятнадцать лет.

«Мне нужна была амуниция для постановочных боев на мечах. И я ее сшил – это были зеленые сапоги, как у Робин Гуда», – рассказывает «Петербургскому дневнику» мастер.

Приобретя такой опыт, Александр продолжил заниматься кожевенным делом. И где-то к двадцати годам он понял, что это не просто увлечение, а его призвание.

«Ничем другим с того момента я уже не занимался, – вспоминает кожевенник. – Получилось так, что ремесло само выбрало меня, и вот я здесь. Мне кажется, что любая ручная профессия – это очень интересно и увлекательно».

Как вы уже, наверное, догадались, Александр Попов занимается исторической реконструкцией – воссоздает предметы средневекового быта. К слову, такие изделия требуются не только для исторических фестивалей. Они нередко бывают нужны для съемок фильмов, а некоторые из них даже хранятся в музеях.

«Безусловно, в своей профессии я ощущаю какую-то преемственность поколений. Но есть и другая сторона вопроса. Поскольку занятия ремеслами в нашей стране в XX веке, скажем так, не приветствовались, то непосредственной преемственности поколений ремесленников в современной России нет», – объясняет кожевенник.

Мастера, которые сейчас изготавливают кожаные изделия, занимаются, как отмечает Александр Попов, «придумыванием технологий».

«При этом мы перенимаем европейские традиции – которые, в принципе, принадлежат и нам тоже – и очень быстро все это выстраиваем», – говорит мастер.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Санкции дали шанс показать себя с лучшей стороны

Александр Попов убежден в том, что российские кожевенники – из числа самых лучших в мире.

«Так как мы начали вновь заниматься этим ремеслом всего лет десять назад, кожевенное дело развивается на наших глазах. Ручная работа, только натуральные компоненты, льняные нитки, минимальное использование клеев, отсутствие пластика... Российские ремесленники по уровню работ в топе, но по популярности – пока нет, конечно. Впрочем, мы уверенно идем в эту сторону», – утверждает мастер.

Он признается, что сложившуюся экономическую ситуацию в России воспринимает позитивно. Иностранные компании уходят с российского рынка, их ниши освобождаются, и у отечественных предпринимателей появляется хорошая возможность проявить и зарекомендовать себя.

«Кто-то же все равно должен будет производить изделия из кожи», – пожимает плечами Александр.

И констатирует: «Мы живем в очень интересное время. У нас уже прошла вся эта научно-техническая революция, изделия больше нет смысла делать вручную – идет массовое производство. Поэтому потребителю и интереснее, чтобы та или иная вещь была сделана вручную, чтобы мастер от начала до конца собрал изделие по требованиям клиента, по индивидуальным эскизам, учитывая все дополнения и пожелания».

Кожевенник считает, что «очень важно не только сохранять традиции ремесла в аутентичной форме, но и развивать его».

«Любая традиция – она живет. Каждое поколение привносит что-то новое, что-то свое. И если это новое закрепляется, оно тоже становится традицией», – резюмирует собеседник «Петербургского дневника».

Закрыть