
Как наши хоккеисты изменили ход истории: полвека легендарной Суперсерии СССР – Канада
За 50 лет история встреч наших хоккеистов со звездами НХЛ обросла мифами и легендами, уже непросто отделить сказку от правды, которые, например, в популярном фильме «Легенда № 17» слились воедино.
Триумфы с оговорками
Хоккей с шайбой начали развивать в нашей стране в 1946 году. Поначалу его называли «канадским», чтобы не путать с русским хоккеем с мячом, но довольно скоро это уточнение стало лишним, а затем стали говорить просто «хоккей», по умолчанию подразумевая игру, которая стала у нас сверхпопулярной.
Сборная СССР стремительно ворвалась в мировой хоккей, выиграв золотые медали уже на своем дебютном чемпионате мира 1954 года. В 1956 году советская команда стала олимпийским чемпионом. После сложного периода смены поколений, сборная вновь завоевала ведущие позиции – выиграла три Олимпиады (1964, 1968, 1972) и шесть чемпионатов мира (1963, 1965, 1966, 1967, 1969, 1970, 1971).
Называть нашу ледовую дружину сильнейшей на планете мешало лишь одно важное обстоятельство – среди тех, кого она побеждала, не было самых грозных соперников – канадских профессионалов.
Долгое знакомство
Конечно, нельзя принижать успехи сборной СССР – упорное сопротивление оказывали команды Чехословакии и Швеции, да и канадские любители были сильными противниками. Ведь в НХЛ долгое время выступали всего шесть клубов, и в других канадских лигах выступало много игроков высокого уровня.
Болельщики и специалисты задавались вопросом, так ли на самом деле страшны эти пресловутые профи? Советские хоккеисты, начиная с 1957 года, регулярно совершали турне по Канаде, встречаясь в том числе и с молодежными командами клубов НХЛ, за которые выступали игроки, у которых есть профессиональный опыт. Во время этих поездок организаторы устраивали нашим командам посещение матчей. Знаменитый нападающий Вячеслав Старшинов вспоминал, какое мощное впечатление произвела на него в 1960 году игра между «Монреаль Канадиенс» и «Торонто Мэйпл Ливс». Тогда он понял, что хоккей – это не только скорость и игра в пас, но и силовая борьба по всей площадке.
В 1967 году за сборную Канады на чемпионате мира в Вене сыграл защитник Карл Бревер, как его тогда у нас называли, трехкратный обладатель Кубка Стэнли, вернувшийся на лед после завершения карьеры в НХЛ. Вместе с еще одним экс-профессионалом Джеком Боунэсом он составил пару защитников, и благодаря им «кленовые листья» дали бой сборной СССР. Наши выиграли с огромным трудом (2:1), а на площадке бурлили такие страсти, что Владимир Высоцкий после просмотра игры тогда, в 1967 году, за пять лет до Суперсерии, написал песню «Профессионалам зарплата навалом...».
Путь к встрече
Историки спорта до сих пор спорят о том, стремились ли наши хоккейные руководители к тому, чтобы бороться с самым сильным противником. Опасения, что результат не порадует, были очень серьезными.
В Канаде же к концу 1960-х устали от серии поражений на чемпионатах мира и обратились в Международную федерацию хоккея с предложением разрешить профессионалам из НХЛ выступать за сборную и начать с чемпионата мира 1970 года, который должен был пройти на родине хоккея. Получив отказ, канадцы в знак протеста бойкотировали чемпионаты мира и олимпиады, пока в 1977 году им не пошли навстречу. Как известно, во время голосования по этому вопросу представитель нашей страны, ответственный секретарь Федерации хоккея СССР Андрей Старовойтов голосовал «против», выражая, конечно, не личное мнение, а позицию отечественной хоккейной верхушки.
Железный тренер с улыбкой
После Олимпиады-1972, прошедшей в японском Саппоро, ушли в отставку тренеры сборной СССР Аркадий Чернышев и Анатолий Тарасов, кстати, старшим в их дуэте был вопреки сложившемуся мнению Чернышев, он руководил игрой во время матчей, а Тарасов отвечал за физическую подготовку и тренировочный процесс. Их уход был согласован заранее, это не было какой-то опалой. Им так и не довелось сыграть с профессионалами. Выпала эта честь Всеволоду Боброву, который наблюдал за матчами олимпийского турнира уже в качестве будущего наставника национальной дружины.
Возможно, есть особый смысл в том, что первую победу над звездами НХЛ одержал в роли тренера сборной человек, который в роли ее капитана добился успеха в самом первом сражении с командой Канады на чемпионате мира 1954 года – Всеволод Михайлович Бобров. Он блистал в футболе и хоккее, работал тренером с командами по обоим видам спорта. Наибольших успехов добился с хоккейным «Спартаком», который возглавлял в 1963-1967 годах. Под его руководством красно-белые смогли бросить вызов ЦСКА Анатолия Тарасова и в чемпионате-1966/67 выиграть золотые медали. Авторитет Боброва у игроков был огромен, он умел личным примером вдохновить их повышать свое мастерство на тренировках. Центрфорвард «Спартака» и сборной Вячеслав Старшинов вспоминал, что Бобров-тренер вел себя не как таинственный «главнокомандующий», а как такой же член команды, только постарше. Помогало Всеволоду Михайловичу и его природное обаяние, так на игроков магически действовала его улыбка. «Это была улыбка близкого, понятного человека. Ребята зашевелились, заулыбались, заговорили… Понравился», – вспоминал Старшинов о первом дне Боброва в «Спартаке».
При своей безмерной славе и популярности Бобров уважал своих хоккеистов, и они отвечали ему тем же, строго соблюдали дисциплину, самозабвенно тренировались, неукоснительно выполняли установки на игру. Главное, что отмечали и его друзья, и соперники, – Бобров был неустрашимым человеком, он не боялся никаких соперников, и когда был игроком, и когда стал тренером. Поэтому именно он и бросил вызов звездным профессионалам из НХЛ.
Брежнев дал добро
В 1972 году многое сложилось для того, чтобы долгожданная битва на льду команд, представлявших тогда два разных мира, состоялась. Со стороны НХЛ инициативу проявил глава профсоюза игроков Алан Иглсон, которому было не только обидно за престиж родины хоккея, но и воодушевила возможность получить хорошую прибыль от матчей, которые вызовут зрительский ажиотаж. Смягчилась позиция Международного олимпийского комитета (МОК), если прежний президент Эвери Брендедж был категорическим противником контактов с профессионалами и грозил хоккеистам, которые сыграют против них, запретом на участие в олимпиадах, то его преемник Майкл Моррис Килланин чинить препятствий не стал.
Спортивным функционерам стоило немалого труда убедить руководителей страны, а ими были члены Политбюро ЦК КПСС, что результат встреч не подорвет престиж советского спорта. Руководитель Спорткомитета СССР (в современных реалиях эта должность аналогична министру спорта) Сергей Павлов не смог переубедить «серого кардинала» Михаила Суслова, у которого сын работал журналистом и читал в заокеанской прессе неутешительные для нашей сборной прогнозы. Решающее слово было за генералным секретарем Брежневым – Леонид Ильич любил хоккей и ему было интересно посмотреть матчи со звездами НХЛ.
Переговоры завершились подписанием соглашения на 150 страниц, предусматривавшего проведение восьми матчей – четырех в Канаде и четырех в СССР. Когда Всеволоду Боброву сообщили, что в состав соперников вошли все звезды НХЛ, то он спокойно ответил: «Ну и хорошо. Если выиграем, то честь нам и хвала, а если проиграем, то сильнейшим».
День, который перевернул историю
Отношение канадцев к сборной СССР до матча было снисходительным, если не сказать больше. Так, форвард «Бостон Брюинз» Фил Эспозито заявил: «Мне говорили, что у русских в составе есть звезды. «Чего? У русских?» – отвечал я им. Это я – звезда. У них там, в их команде, одни медведи. Что бы там ни говорили, мы их положим одной левой». Журналисты призывали доказать, что хоккей – национальная игра канадцев. Обозреватель «Торонто Стар» Ред Барнетт писал, что матчи станут «крестовым походом», что наконец-то удалось выставить против русских сильнейших игроков и они докажут, кто есть кто.
Первый матч серии состоялся 2 сентября в Монреале в заполненном до отказа дворце спорта «Форум». Суперсерию открывал премьер-министр Канады Пьер Трюдо, зрители устроили овацию своим кумирам. Начался матч, как и ждали болельщики «кленовых листьев» – физически мощные канадцы продавили оборону нашей сборной и уже на 30-й секунде Фил Эспозито открыл счет. Вскоре в воротах Владислава Третьяка оказалась вторая шайба.
В этот момент тренер Всеволод Бобров смог успокоить своих хоккеистов, он прошел вдоль бортика и сказал: «Все? Получили свое, а теперь играем в свою игру». И они смогли показать свой лучший хоккей. Спартаковец Евгений Зимин вколотил шайбу в ворота Кена Драйдена, в конце периода Владимир Петров в меньшинстве сравнял счет. Переломными стали два фантастических гола Валерия Харламова, игравшего в этом матче в тройке не с Борисом Михайловым и Владимиром Петровым, а с Александром Мальцевым и Владимиром Викуловым. Защитники сборной Канады позднее признавались, что сами не понимают, как «семнадцатый номер» русских сделал из них клоунов. Профессионалы смогли сократить разницу до одной шайбы (3:4), но в концовке Борис Михайлов, вновь Евгений Зимин и Александр Якушев повергли канадскую публику в шок – сборная СССР победила с невероятным счетом – 7:3.
«Развеяли миф...»
Первый матч Суперсерии разобран во всех деталях, показан в художественном фильме «Легенда № 17», посвященном Валерию Харламову. Еще в 1972 году родилась формула: «Советские хоккеисты развеяли миф о непобедимости канадских профессионалов».
Однако соперники были очень сильны и после такого разгромного поражения предельны мотивированы. Второй матч в Торонто канадцы выиграли – 4:1, в Виннипеге победителя не выявили – 2:2, и завершила канадскую часть серии игра в Ванкувере, в которой наши были сильнее – 5:3.
Все четыре матча второй части серии принимала Москва. За две недели перерыва канадцы, с которых слетела спесь, усиленно тренировались, а советские хоккеисты, как они сами вспоминают, немножко позволили себе почивать на лаврах. Первый матч в столице Советского Союза поначалу складывался в пользу гостей, но наши, уступая 0:3 после двух периодов, вырвали победу – 5:4.
Уязвленные профессионалы в следующих матчах пустили в ход свои козыри – силовые приемы на грани фола и за гранью, на льду яростно бились в буквальном смысле – кулаками, провоцируя наших на драки. Приходилось вмешиваться московской милиции, дежурившей во дворце спорта. Именно тогда комментатор Николай Озеров и сказал фразу, ставшую крылатой: «Такой хоккей нам не нужен».
Соперникам выбили из строя Валерия Харламова – во второй игре Бобби Кларк откровенно рубанул его клюшкой по ноге, форвард был вынужден пропустить следующий матч и в заключительной встрече играл, превозмогая боль.
«Кленовые листья» смогли выиграть три матча подряд в Москве, все с минимальным преимуществом – 3:2, 4:3 и 6:5. В последней решающей встрече сборная СССР вела 5:3, но упустила преимущество, а за 34 секунды до финальной сирены Пол Хендерсон подарил праздник Канаде.
На протяжении многих лет в СССР старались не упоминать о поражении в серии, а иногда пробовали даже отрицать этот результат, приводя в качестве аргумента общую разность шайб в пользу наших хоккеистов – 32:31.
Главными итогами матчей 1972 года были не результаты, достойные для нашей сборной, а признание в Канаде советских хоккеистов как соперников, равных по мастерству самым высококлассным игрокам НХЛ. Пройдут годы, и наши игроки сами станут ярким звездами заокеанской лиги.
Факты
На отечественном телевидении не сохранилось ни одной записи матчей Суперсерии 1972 года с комментариями Николая Озерова. В 1990-е годы записи трансляций были приобретены в Канаде и заново озвучены комментаторами специализированных спортивных телеканалов.
В 1974 году состоялась вторая серия матчей СССР – Канада, в этот раз соперниками были профессионалы из ВХА (Всемирная хоккейная ассоциация), лиги, пытавшейся конкурировать с НХЛ. Команды вновь провели восемь матчей, по четыре в Канаде и Москве, наши выиграли четыре матча при трех ничьих.
В 1979 году был разыгран Кубок вызова, в котором сборной СССР противостояла не сборная Канады, а сборная НХЛ, в которую вошли не только канадцы, но и шведские легионеры. Было сыграно три матча – победа профессионалов 4:2, реванш наших 5:4 и триумф советского хоккея в решающей встрече – 6:0.
В 1981 году был проведен турнир «Кубок Канады», в котором в сильнейших составах выступали команды Канады, СССР, Швеции, США, Чехословакии, Финляндии. В финале 13 сентября советская сборная разгромила канадцев – 8:1. Победа была посвящена памяти Валерия Харламова, погибшего в автокатастрофе 27 августа 1981 года.
Исторические неточности фильма «Легенда №17»
Многие люди знают о триумфе сборной СССР в матче с профессионалами в 1972 году по популярной художественной кинокартине «Легенда №17». Фильм при всех своих достоинствах вызвал раздражение у тех, кто интересуется историей хоккея, тем, что его авторы позволили себе вольное обращение с фактами.
В фильме Валерий Харламов попадает в автомобильную аварию и получает тяжелые травмы перед Суперсерией. На самом деле это случилось с хоккеистом в 1976 году.
По сюжету киноленты телезрители в СССР смотрели прямую трансляцию матча из Монреаля. В реальности игра началась в три часа ночи по московскому времени и была показана в записи на следующий день.