Борис Грызлов: «Школьники из Белоруссии должны увидеть «Алые паруса»
– Борис Вячеславович, вы посол в Республике Беларусь с января этого года, а летом вам присвоен высший дипломатический статус – ранг чрезвычайного и полномочного посла. Привыкли уже к новой стране?
– Я в Белоруссию и раньше приезжал очень много раз. Например, когда работал министром, у нас часто были совместные коллегии, которые неоднократно проходили в Минске. Когда я был председателем Государственной думы, параллельно возглавлял парламентское собрание Союза России и Белоруссии. А значит, минимум два раза в год сессии были здесь и еще два раза – в России. То есть за эти 8 лет я минимум 16 раз прилетал. Ну и главное – с 2016 года раз в две недели я приезжал в Минск на заседания контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, а это значит, что еще не менее 50 раз я здесь был. Кроме того, я хорошо знаю многих действующих руководителей Белоруссии. Ну и с Александром Григорьевичем (Лукашенко – Ред.) мы очень давно знакомы.
– Тем не менее, все ли области удалось уже объехать и увидеть страну изнутри?
– Безусловно, я с самого начала считал, что должен официально побывать в каждом из семи регионов Белоруссии, посетить местные предприятия. Конечно, больше всего я уже увидел в Минске, но также изучил производства в Витебской, Могилевской, Гомельской, Минской, Гродненской и Брестской областях. Недавно посетил такое бюджетообразующее предприятие в Гродненской области, как «Гродно Азот» – крупнейший завод по производству удобрений.
– Кроме официальных поездок по стране, что еще на первом этапе входило в круг ваших задач?
– Это работа по продвижению российских интересов в Республике Беларусь. Несомненно, есть много мероприятий, которые я считаю необходимым посещать. Кроме того, я, работая с высокопоставленными делегациями, приезжающими из России, обеспечиваю не только дипломатическое сопровождение и контакты на высшем уровне, но и непосредственно участвую в укреплении межрегионального взаимодействия между субъектами Российской Федерации и белорусскими регионами. Ну и, разумеется, в мою работу входит непосредственно консульская деятельность, а это значит – забота о гражданах России, которые находятся в Республике Беларусь по разным поводам. К слову, на сегодня более 100 тысяч россиян имеют здесь вид на жительство, и периодически им необходимо оказывать поддержку.
– То есть по роду своей деятельности вы находитесь на постоянной связи с министром иностранных дел России?
– Да, с Сергеем Викторовичем Лавровым. Этим летом он приезжал на празднование тридцатилетия установления дипломатических отношений между нашими странами, провел хорошую встречу в Белорусском государственном университете со студентами. Когда я бываю в Москве, то тоже обязательно к нему захожу.
– Но при этом есть ощущение, что вы по-прежнему остаетесь прежде всего политиком, как и в те годы, когда вы, не будучи карьерным силовиком, стали министром внутренних дел или когда два созыва подряд руководили Государственной думой.
– Да, сегодня посол в Республике Беларусь – это тоже политическая должность. Во-первых, из-за того, что построение Союзного государства – это наш стратегический вектор, который сегодня нужно обеспечивать дипломатическими средствами. Во-вторых, в рамках специальной военной операции Белоруссия играет достаточно серьезную роль: ведь у нас единая система ПВО и осуществляется общее патрулирование границ Союзного государства, включая его западную часть.
– Ваше взаимодействие с лидерами новых республик в Донбассе тоже можно смело отнести к политике.
– Александр Григорьевич Лукашенко ранее уже заявлял публично, что признание Донецкой и Луганской народных республик может состояться в любой момент, если оно будет обусловлено целесообразностью. Вместе с этим практически сразу после начала специальной военной операции отсюда поехала гуманитарная помощь: один из первых караванов был от Федерации бокса Республики Беларусь. Сегодня активно обсуждается участие сторонников либерально-демократической партии Белоруссии в строительных и восстановительных работах на новых территориях.
Также именно от нашей работы зависело, как пройдет визит Дениса Пушилина (глава Донецкой народной республики – Ред.) этим летом в Брест по случаю Дня города. Как вы понимаете, Брест для визита был выбран тоже не случайно, ведь именно защитники легендарной крепости первыми встретили фашистов на нашей земле в ХХ веке, а Донецк первым воспротивился фашистам в ХХI веке, в 2014 году. К слову, лидеру ДНР в Беларуси были обеспечены серьезные меры безопасности: ему был предоставлен бронированный автомобиль, а служба безопасности президента Лукашенко взяла его под свою охрану сразу в аэропорту Минска и все время сопровождала по территории страны.
– Вы с 2016 года участвовали в Минском формате. Тогда у вас уже были тревожные ожидания, что все может прийти к сегодняшней ситуации?
– Почти сразу возникло понимание, что Украина не согласится на выполнение Минских соглашений, и они просто тянут время, параллельно наращивая утраченный боевой потенциал, с помощью своих западных кураторов перевооружая армию, создавая необходимые запасы вооружений и готовя кадры. Всем этим, безусловно, управляли США, которые в Киеве и Вашингтоне, можно сказать, с головой сидели в этой теме. Мы даже знаем людей из руководства Украины, которые в ту пору каждый рабочий день начинали с посещения посольства США и только после этого формировали управленческие задачи для своей страны.
– Некоторое время назад, говоря про работу над развитием Союзного государства России и Беларуси, вы вспоминали законы физики: «Без трения нет движения вперед». Сегодня трения сохраняются?
– Сейчас строительство Союзного государства идет гораздо более высокими темпами, чем прежде: именно отраслевые программы стали тем двигателем, который активнее запустил этот процесс. В настоящий момент действует дорожная карта по каждому совместному направлению. Кроме этого, отношения между президентами наших двух государств сейчас на пике. Ведь только за первую половину 2022 года они уже встретились шесть раз и в сентябре встретятся ещё раз.
– Только что завершился Восточный экономический форум. Несмотря на то что президент Беларуси в нем не участвовал, есть ли совместные проекты у наших стран в этом регионе?
– На апрельской встрече в Амурской области наши президенты как раз обсудили компетенции белорусов в строительных вопросах. И договорились, что они станут принимать участие в государственном заказе по строительству космодрома «Восточный». Ну и, кроме того, уже по договоренности с Приморским краем определен еще один объект – большой научно-культурный центр на острове Русский во Владивостоке.
– Усиленные коллаборации Беларуси и российских регионов – ваша зона ответственности?
– В связи с санкциями у Республики Беларусь существенно уменьшился экспорт: плановый объем, который должен был идти на Украину и на страны Евросоюза по заключенным контрактам составлял около 14 миллиардов долларов. Они этих денег лишились. Поэтому для того, чтобы поддержать белорусскую экономику, было принято решение, чтобы субъекты Российской Федерации совместно с Беларусью создавали совместные предприятия, кооперировались и тем самым наращивали товарно-денежные отношения.
Приведу яркий пример: сейчас, когда уже фактически присутствует отказ от поставок сельхозтехники в Россию со стороны ряда стран, Краснодарский край договорился с Минским тракторным заводом о строительстве завода по крупноузловой сборке тракторов «Беларусь» в объеме 3000 тракторов в год: 1500 они будут реализовывать для нужд Краснодарского края и 1500 – на близлежащие регионы.
В любом случае, за время моей работы послом с февраля этого года в Белоруссии уже побывали 23 делегации, представляющие разные регионы России, а на форуме регионов в Гродно присутствовали ещё 40 делегаций.
– Кстати, первый такой визит был как раз из Петербурга.
– Совершенно верно. Я 29 января приехал в Минск на работу, а уже 3 февраля мы встречались у президента Лукашенко с вашим губернатором Александром Дмитриевичем Бегловым. После этого в конце марта состоялся визит председателя правительства Белоруссии Головченко в Петербург, а летом в Гродно приезжала делегация с вице-губернатором Петербурга Олегом Эргашевым. Благодаря таким частым встречам удалось заключить достаточно много контрактов.
Например, 97 троллейбусов приедут отсюда в город на Неве, а еще Минский автомобильный завод поставит более 900 автобусов. Особое значение имеет партнерство по поставке в Петербург могилевских лифтов, и если в прошлом году они в год производили чуть более 14 тысяч кабин, из которых 80 процентов отправляли в Россию, то в этом году цифры выросли. И сейчас речь уже идет о работе «Могилевлифтмаша» в три смены, чтобы закрыть все существующие потребности.
Ну и большая доля в товарообороте между Петербургом и Белоруссией – это продовольственные товары, продукты питания.
– Прежде всего мясная и молочная продукция?
– Здесь действительно очень большое стадо крупного рогатого скота, а также отличные птицефабрики. Номенклатура производимой мясной продукции намного шире, чем в любых магазинах Европы. И эта продукция с удовольствием покупается у нас в России. Также белорусы используют передовые технологии по переработке молока, и их сыры уже вовсю превосходят французские, итальянские и швейцарские аналоги.
– А какие-то цифры уже можно назвать?
– Я могу сказать, что, сравнивая первые полугодия 2021 года и 2022 года, мы видим, что товарооборот между Россией и Белоруссией увеличился на 12%, Если брать структуру экспорта из Белоруссии, то еще в январе было 37% в Россию, а 63% – в другие страны. А уже в июне 64% товаров из Белоруссии шло в Россию.
В денежном выражении наш товарооборот в прошлом году составил около 40 миллиардов долларов, и в наших силах сделать так, чтобы по итогам 2022 года он бы существенно вырос.
Хотя это будет не так просто. Ведь в прошлом году мы запустили первый блок атомной станции в городе Островец в Белоруссии, и, соответственно, у наших соседей появилась дополнительная возможность вырабатывать более дешёвую электроэнергию, а не как прежде – использовать газогенерацию. А это значит, объем поставок газа из России уменьшается, что непременно отражается и на товарообороте.
Ну и кроме этого, в Белоруссии есть два нефтеперерабатывающих завода, они потребляют нашу российскую нефть и выпускают нефтепродукты, которые раньше поставлялись в Европу. Из-за санкций эти поставки сейчас прекратились, и это тоже сократит соответствующую долю товарооборота.
– Кстати, про нефть. К 2023 году планировалось создать общий рынок нефти России и Белоруссии на базе Союзного государства. Теперь это не столь актуально?
– В ноябре прошлого года состоялось заседание Высшего государственного совета Союзного государства, и там были приняты важнейшие документы, характеризующие основные направления нашего взаимодействия. Между прочим, по результатам шести месяцев этого года из 900 сформулированных тогда пунктов мы уже выполнили 470, а это значит, что мы идем с опережением графика, ведь конечная дата по всем документам – это декабрь 2023 года. Одна из программ как раз посвящена созданию общего рынка нефти, газа и электроэнергии. Но она не должна быть завершена раньше всех остальных: необходимо, чтобы перед ней мы договорились о создании единой налоговой базы и единого таможенного центра, который, кстати, будет располагаться в Минске.
– Кроме развития товарооборота, можно ли туризм выделить в качестве приоритета для российско-белорусских отношений?
– Я бы предпочел это назвать усилением гуманитарных связей. Говоря про туризм, прежде всего надо выделить медицинское направление. Ведь, действительно, наши соотечественники с удовольствием здесь проходят оздоровление, а санатории в Белоруссии россиянами уже забронированы на несколько месяцев вперед. Многие приезжают за покупками. Так, этим летом из Петербурга запустили дополнительные поезда до Минска.
Но нам надо наращивать туризм и с другой стороны, пока еще белорусы не столь активно приезжают в Россию. А значит, про нашу страну надо активнее рассказывать. И вот на День Победы мы уже в этом году организовали поездку в Москву для сотни жителей Беларуси – они прошли колонной в рамках акции «Бессмертный полк». В июне на самой крупной минской площадке – около Дворца спорта на Немиге, состоялся концерт, посвященный Дню России. На него собралось более 40 тысяч зрителей, которые в едином порыве пели вместе с нашими артистами.
С вице-губернатором Петербурга Олегом Эргашевым мы договорились в следующем году провести соревнования среди белорусских школьников на лучшее знание Петербурга и России, а победивший класс привезти на праздник выпускников «Алые паруса». Еще у меня есть желание организовать посещение Кремлевских новогодних елок значительным числом белорусских младшеклассников.
Не забываем и про сферу высшего образования: выпускникам белорусских школ мы предоставляем бюджетные места в российских вузах. В этом году на 1100 мест претендовало 1300 молодых людей. В следующем году обязательно увеличим эти квоты.
– Обсудили туризм, культуру, образование. А что со спортом?
– Спорт очень важен. После того как наших спортсменов исключили из всех международных соревнований, мы приняли совместное решение, что нужно находить новые способы для развития. Поэтому минские хоккейные клубы будут активно играть в Континентальной и Высшей хоккейных лигах. Мы договорились, что наладим взаимодействие в гандболе: создадим совместную лигу, где четыре российские команды и четыре белорусские команды будут определять чемпиона.
А еще недавно прошли соревнования «Кубок дружбы» по плаванию, где выступали белорусские спортсмены, и также состоялись соревнования по гребле, где белорусские спортсмены получили очень много первых мест. Кстати, сейчас мы активно обсуждаем проведение своих совместных турниров со странами, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества, и прежде всего с Китаем.
– А вообще, белорусы – спортивная нация?
– Очень спортивная. Только в Минске работает великолепный Университет физкультуры и спорта, где и футбольное поле, и два бассейна, а еще есть легкоатлетический манеж и известная биатлонная база в Раубичах, где тренировалась трехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева.
– Кстати, вам тоже спорт не чужд. Вы активно занимались и футболом, и хоккеем. Сейчас продолжаете?
– Из тех видов спорта, которым я сейчас могу посвящать время, у меня в приоритете большой теннис. Хотя недавно мы и провели турнир по мини-футболу с участием белорусских государственных служащих, дипломатов разных стран… Команда посольства России, конечно, победила.
– Появились любимые места в Минске?
– Чтобы полюбить город, нужно не один раз его пройти ногами. Поэтому любимые места пока только в Петербурге и Москве.
– Но в родном для вас Петербурге, наверное, сейчас не удается часто бывать?
– Считается, что посол должен быть в стране пребывания постоянно, поэтому моих отъездов за все это время было только два. И оба в Москву.
– По чему особенно скучаете в Петербурге?
– Наверное, стрелка Васильевского острова – это наиболее душевное место для меня, ведь когда еще там действовал Музей военно-морского флота, я в него очень часто ходил. Ну а в последние годы таким любимым местом стала, безусловно, «Газпром Арена», потому что, как только появлялась возможность, я обязательно ходил на игры «Зенита».