Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Бурение малоглубинных скважин с применением геотехнических судов: как теперь будут исследовать Арктику

Перспективы исследования и освоения шельфа России и Арктики обсудили на Петербургском международном газовом форуме

Сегодня шельф России во многом изучен геологами благодаря дистанционным геофизическим методам. Учитывая этот факт, существует нехватка информации о составе геологических пород, слагающих нефтегазоносные бассейны как Арктического, так и всего шельфа Российской Федерации.

В то время как поисково-оценочное и разведочное бурение, активно проводимое на шельфе в последние годы, позволяет недропользователям открывать газовые и нефтяные месторождения на шельфе, в настоящее время остро ощущается недостаток параметрического бурения, дающего геологам общие представления о строении перспективных регионов. Отсутствие такой информации сильно затрудняет поиски полезных ископаемых на шельфе и особенно в Арктике.

По словам директора департамента морских геологоразведочных работ государственного геологического холдинга «Росгеология» Сергея Доронина, по опубликованным данным, на настоящий момент пробурено всего 13 параметрических скважин в бассейнах Баренцева и Карского морей. Причем речь не об акватории, а о пришельфовых зонах, то есть островах и береговых частях материка.

Высокая стоимость морского бурения с применением разведочных буровых установок и недостаток необходимой геологической информации дали толчок для развития бурения малоглубинных стратиграфических скважин. Принцип его работы такой: по геофизическим данным выбираются участки, где целевые породы подходят близко к поверхности дна, – на таких участках за счет бурения относительно неглубоких скважин с отбором керна можно получать ценную информацию о строении и составе горных пород.
Метод не новый, но в России его начали применять сравнительно недавно. Впервые подобный проект был реализован два года назад по заказу ПАО «НК «Роснефть» при участии негосударственного института развития «Иннопрактика». В рамках двухлетний программы было проведено изучение двух регионов: северной части Карского моря и моря Лаптевых. Всего было пробурено 15 скважин общей длиной 1335 метров и отобрано более 700 метров керна. По отзывам геологов, был получен уникальный материал, который изменил их представления о регионах.

«Если говорить об экономике вопроса… Метод глубокого параметрического морского бурения с использованием разведочных буровых платформ – это более правильный путь. Нужно отметить, что сезон в Арктике достаточно короткий. Стоимость бурения с использованием разведочной платформы очень высокая. Сам цикл выполнения работ большой: необходимы организация и проведение комплексных инженерных изысканий, прохождение необходимых экспертиз, создание базы берегового обеспечения бурения, формирования флота вспомогательных судов, – отметил Сергей Доронин. – Поэтому использование менее дорогостоящих методов, в том числе использование геотехнических судов, является весьма перспективным, особенно в текущей обстановке».

Впрочем, к менее затратному и более легкому с технической точки зрения пути стремятся и в других странах. Тем более, как уже говорилось выше, идея далеко не новая. Метод малоглубинного стратиграфического бурения был впервые использован норвежскими учеными в 1982 году. Несмотря на достаточно длинный срок, метод продолжает работать и сейчас – так, один из последних проектов был реализован в 2014-2015 годах.

Отметим, что российские ученые при исследованиях и разведке полезных ископаемых в Арктике применяют отечественное оборудование.

«В частности, это касается и российского специализированного судна «Бавенит», которое сегодня выполняет работы в Восточно-Сибирском море. В 2018-2019 годах при поддержке государства была выполнена его масштабная модернизация, в том числе обновление научного оборудования. В 2020 году на судне были смонтированы новые насосные станции высокой производительности российского производства. В 2021 году спроектирована, произведена и установлена буровая установка высокоскоростного бурения для отбора скальных пород и многое другое. Есть планы по дальнейшей модернизации судна», – сказал Сергей Доронин.

Он также отметил, что с 2021 года по заказу компании ПАО «Газпром» НИС «Бавенит» выполняются работы по бурению пилотных скважин. Ещё одного вида работ, который позволяет не только экономить средства заказчиков за счёт применения более финансово эффективных технологий, но и снижать риски освоения месторождений на шельфе.

Закрыть