Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Аналитики рассказали о пострадавших зарубежных компаниях, которые покинули Россию

Предприятия понесли финансовые потери

Уход из России оказался крайне болезненным для ряда зарубежных компаний. Какие финансовые потери понесли иностранные предприятия и как пытаются легализовать свое возвращение, РИАМО рассказали эксперты.

Уход зарубежных компаний из РФ сказывается сегодня на ситуации в отечественном ретейле: одни иностранные предприятия ищут способы сохранить российский рынок, другие – подсчитывают убытки от приостановки своей деятельности, говорит CEO операционного партнера маркетплейсов XWAY Антон Ларин. Наибольшие экономические последствия, по его словам, ожидают бренды, реализующие товары повседневного спроса, одежду, бытовую технику, электронику и продукцию для дома.

«Так, к примеру, по оценкам экспертов, мировой производитель техники для дома Electrolux потеряет более 32 миллионов долларов, а фэшн-ретейлер Marks & Spencer – 38 миллионов долларов. Потери компаний, у которых были собственные производства на территории Российской Федерации, таких как IKEA или Renault, будут исчисляться в миллиардах долларов», – отметил Ларин.

В общей сложности после обострения геополитической обстановки от партнерства с Россией отказалось более 150 иностранных компаний, отмечает генеральный директор ООО «Дмитровский металлургический комбинат» Владимир Соколов. Это минимальная доля из зарегистрированных на сегодняшний день в нашей стране более 25 тысяч импортных организаций. Некоторая часть «отказников» пока только приостановила импорт или экспорт с РФ.

«Британская компания Shell при уходе с российского рынка потеряла около 5 миллиардов долларов только за первый квартал текущего года, Renault Group – 2,3 миллиарда долларов, McDonald’s – 1,3 миллиарда», – комментирует эксперт.

Потери импортных брендов в связи с уходом с российского рынка настолько значимы, что многие из них уже возобновили взаимовыгодные отношения с нашей страной, говорит Соколов. Например, немецкая шинная компания Continental снова начала работу в РФ. Аналогичным способом планируют поступить еще более 100 брендов, в том числе известные представители fashion-ретейла – Reserved, Sinsay, Cropp, Mohito и House.

Компании, которые не хотят уходить, демонстрируют две основные стратегии, рассказывает управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия) Кирилл Лапин.

«Первая – это приостановка деятельности в России, когда рыночная активность российского филиала или подразделения снижается до минимума, но при этом головная компания осуществляет необходимую поддержку местной структуры. Реализация этой стратегии демонстрирует желание иностранного бизнеса остаться в России», – рассказал эксперт.

Вторая стратегия – продажа российского подразделения стороннему инвестору или российскому менеджменту, пусть даже с последующим прекращением любой поддержки, будь то технологической или маркетинговой.

В любом случае, если подразделения или ставшие суверенными предприятия продолжают так или иначе управляться головной компанией и все бизнес-процессы в них формируются исходя из корпоративных стандартов, то можно говорить как минимум о желании западной корпорации сохранить позиции на российском рынке, поясняет эксперт.

«Самый надежный способ сохранить позиции в России и не «быть проклятыми» на Западе – это выкуп российского подразделения с помощью инвестиционной компании в дружественной стране. В этом случае инвестиции осуществляются через третье лицо и рассматриваются как финансовый актив. Такое возможно, если компания имеет большое количество активов в России и не торгуется на западных биржах», – резюмирует Лапин.

Ранее сообщалось, что Смольный разработал и утвердил более 100 мер поддержки бизнеса и горожан.