«Потенциал развития еще далеко не исчерпан»: Андрей Чапуров – о перспективах Пушкинского района
«Петербургский дневник» побеседовал с временно исполняющим обязанности главы администрации Пушкинского района Андреем Чапуровым о развитии транспортной инфраструктуры, строительстве важных социальных объектов и перспективах развития района в целом.
– Андрей Владимирович, расскажите, каковы на сегодняшний день перспективы развития логистической структуры и промышленности Пушкинского района?
– Их множество. Здесь есть туристические объекты мирового значения, научные центры, промышленные предприятия, современные складские комплексы, конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», который взаимодействует с деловым сообществом самого высокого уровня.
Центром притяжения и главными достопримечательностями района являются государственные музеи-заповедники. Каждый год Царское Село посещают около 3,5 миллиона туристов, а Павловск – около 1,5 миллиона.
Отмечу, что, помимо этого, Пушкинский район сегодня – это и две современные промышленные зоны – «Шушары» и «Пушкинская» («Восточная»), которые включают в себя предприятия фармацевтического и автомобильного кластера. И у той, и у другой – масштабные складские и логистические инфраструктуры. Потенциал развития этих территорий еще далеко не исчерпан.
Также 10 предприятий района входят в перечень системообразующих. Промышленность района включает предприятия машиностроительной, пищевой, автомобильной, фармацевтической, радиоэлектронной и оборонной отраслей. Они активно развиваются, работают и на внутренний рынок, и на экспорт. Особенно актуальной сегодня является задача удовлетворения внутреннего спроса и импортозамещения.
– Насколько успешно предприятия справляются с этой задачей?
– Например, компания «Герофарм» является лидером среди российских биотехнических компаний в области разработки и производства препаратов- инсулинов. По итогам 2021 года доля компании по всем сегментам выпускаемых препаратов в области сахарного диабета составила около 20 процентов, а по некоторым международным непатентованным наименованиям достигла 70 процентов. В условиях введенных экономических санкций деятельность компании должна обеспечить полную доступность данных препаратов, то есть 100-процентное покрытие отечественного рынка инсулинов. Продукция «Герофарма» представлена не только в России, но и в 12 странах ближнего и дальнего зарубежья, среди которых все члены СНГ.
Снижению зависимости отечественной экономики от зарубежных поставок в машиностроительной отрасли способствует деятельность Пушкинского машиностроительного завода – одного из старейших промышленных предприятий Пушкинского района. Сегодня – это ведущий производитель и поставщик анкерных систем, бурового оборудования и инструмента, строительных металлоконструкций и узлов машиностроения в России. С 1 августа 2022 года завод включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов Санкт-Петербурга и планирует в период с 2022 по 2025 год осуществить инвестиции в проект «Литейное производство» в объеме 280 миллионов рублей.
Все эти направления развития способствуют реализации новых предпринимательских и культурных инициатив, созданию новых рабочих мест и росту экономики района в целом.
– Вы упомянули, что главными достопримечательностями района являются государственные музеи-заповедники. На сегодняшний день Царское Село столкнулось с проблемой пересыхания водоемов. Может ли районная администрация принимать какое-либо участие в решении этого вопроса?
– Вопрос содержания водных объектов, в том числе водоемов на территории государственного музея-заповедника «Царское Село», не относится к полномочиям администрации Пушкинского района. Мы в курсе ситуации, и, насколько знаем, в 2021 году ГМЗ «Царское Село» обратился к правительству РФ за помощью в решении вопроса поддержания в надлежащем экологическом состоянии водоемов, которые входят в состав гидросистемы парков. Кроме того, было проведено совещание с представителями профильного комитета, Федерального агентства водных ресурсов и руководства музея, по итогам которого была сформирована «дорожная карта» по восстановлению гидросистемы.
– Одной из важных тем является развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в Шушарах. Как оно будет проходить?
– Да, действительно, это очень актуальный вопрос. Активное жилищное и промышленное строительство на территории района за последние 7 лет создало проблемы по транспортной доступности как в новые жилые массивы, так и в существующие микрорайоны, а именно Пушкин и Павловск. Транзитный транспорт со стороны Ленинградской области усугубляет данную ситуацию. Эти города отделены двумя одноуровневыми железнодорожными переездами, и сообщение между ними осуществляется в перерывах между расписанием поездов, что в часы пик создает пробки.
В июле 2022 года Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры был заключен контракт на проектирование реконструкции Колпинского шоссе от Промышленной улицы до трассы М-10 (Московское шоссе). Кроме того, комитетом разрабатывается градостроительная документация по реконструкции автомобильной дороги М-10 «Россия» (Московское шоссе) в районе транспортной развязки с трассой М-11 Москва – Санкт-Петербург.
Особенно остро ощущается проблема в центральной части поселка Шушары, где один въезд и выезд. До конца 2022 года должна начаться работа по реконструкции Пушкинской улицы. В настоящее время компания «Лидер групп» завершает строительство временной дороги для отвода транспорта с Пушкинской улицы. Также до конца года должно завершиться проектирование и получение положительного заключения экспертизы для строительства Новгородского проспекта и Шушарской дороги, которая соединит Петербургское шоссе и Витебский проспект.
Также запущено строительство трамвайной сети по маршруту станция метро «Купчино» – поселок Шушары – Славянка.
– Расскажите об этом подробнее.
– 9 августа начались работы по строительству трамвайной линии «Славянка». В этот день губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов оставил свою подпись на символической первой шпале.
Строительство трамвайной сети позволит улучшить транспортную доступность Пушкинского района, в том числе в центральной части поселка Шушары и жилого района Славянка. Общая протяженность трамвайной линии «Славянка» – 21 километр. После включения перспективных направлений до кампуса СПбГУ и аэропорта Пулково она может увеличиться в два раза.
Поездка от станции метро «Купчино» до жилого района Славянка должна будет занять в два раза меньше времени, чем сегодня на автотранспорте. Ожидается, что в часы пик трамваи будут ходить с интервалом 5 минут. Стоимость проезда будет такой же, как и в городском транспорте. По расчетам специалистов, новой линией будут пользоваться не менее 13 миллионов пассажиров в год.
Стоит отметить, что на Балканской площади в Купчино пассажиры будут садиться в трамвай и выходить из него в крытом павильоне. Это будет первый в России трамвайный вокзал.
– Затронет ли кампания по благоустройству района вопрос уличного освещения? Запланирована ли работа по его замене/модернизации?
– С 1 января 2019 года наружное освещение на территории Пушкинского района было передано в хозяйственное ведение «Ленсвета», который сразу приступил к замене старых светильников на светодиодные, а также постепенно производит замену кабельных линий. На данный момент обновлено уличное освещение в поселках Тярлево и Александровская, а также в Пушкине и Павловске. На сегодняшний день произведена модернизация примерно 25 процентов всего наружного освещения Пушкинского района.
Также на основании Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга осуществляется строительство наружного освещения кварталов, улиц и магистралей. Из наиболее значимых объектов можно выделить Ям-Ижорское шоссе. В настоящее время ведутся работы по устройству освещения автодороги М-10 Москва – Санкт-Петербург.
– Как идет развитие района в плане строительства важных социальных объектов?
– На сегодняшний день снижение дисбаланса между жилой застройкой и объектами социальной инфраструктуры – наша приоритетная задача.
Особенно остро стоит вопрос с местами в детских садах и школах в поселке Шушары. 1 сентября открылось новое здание школы №604 на 1375 мест, а также детский сад №50 на 320 мест. К концу 2022 года должно завершиться строительство второго здания школы №93 на 1925 мест.
Если каждый год мы будем открывать образовательные учреждения, то через два года острый дефицит мест должен исчезнуть. В соответствии с программой до 2025 года в Пушкинском районе должно быть построено и введено в эксплуатацию 24 детских сада и 8 школ. За период с 2018 года в районе начали работать 7 новых детских садов и 2 школы.
Мы рассчитываем, что за 2022 год в районе в общей сложности будет открыто 14 объектов социальной инфраструктуры: три объекта здравоохранения, три объекта социальной защиты, три объекта спорта, три детских сада, одна школа и одна библиотека.
– Продолжая тему образования, расскажите о кампусах СПбГУ и «ИТМО Хайпарк», которые планируется построить в скором будущем.
– Действительно, в ближайшие годы в Пушкинском районе планируется начало строительства кампусов двух ведущих петербургских университетов.
В июле 2022 года было получено разрешение на строительство первых объектов «ИТМО Хайпарка». «ИТМО Хайпарк» – это комплексный научно-образовательный и инновационный центр на базе Университета ИТМО. Здесь будут проходить прикладные исследования и разработки в технологических направлениях: киберфизические системы, интеллектуальные, квантовые и биохимические технологии. Планируется, что кампус ИТМО, который будет располагаться у железнодорожной станции Лесное, сможет объединить 3600 магистрантов и аспирантов, а также создаст более 12 тысяч новых рабочих мест в научной, образовательной и творческой сферах.
На 2023-2026 годы намечено строительство единого кампуса СПбГУ с «технологической долиной». Основная его часть расположится вокруг большого пруда рядом с жилым районом Славянка и поселком Детскосельский. Здесь должны появиться учебные и учебно-лабораторные корпуса, криогенная лаборатория, виварий, студенческая библиотека, административные здания и корпуса академической гимназии. Кроме того, запланированы конгресс-центр и спортивные объекты: бассейн, каток, стадион.
Рядом должна расположиться «технологическая долина», в которой предусматривается инновационный научно-инжиниринговый комплекс, объединяющий различные площадки: технопарк, лаборатории, производства, испытательные и образовательные центры.