Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

Наталья Боровкова: «Моей первой ролью была одинокая старушка с козой»

Солнечная, нежная, интеллигентная, но при этом острохарактерная актриса давно полюбилась петербургской публике

Сегодня исполняется ровно полвека, как заслуженная артистка России выходит на сцену своего любимого ТЮЗа им. А.А.Брянцева. «Петербургский дневник» узнал, как она оказалась в Театре юных зрителей, какие спектакли рекомендует к просмотру и как обычный зритель может попасть в сердце театра.

– Наталья Леонидовна, вы помните свой первый выход на сцену?

– Конечно! На сцену я впервые вышла, когда мне было три года. Это произошло в Доме офицеров в моем родном Каспийске. Был концерт, посвященный какому-то празднику, такая сборная солянка. Моя мама прекрасно играла на пианино, а еще она замечательно танцевала и вела танцевальный кружок. Она поставила мне танец – польку Рахманинова и аккомпанировала мне. После моего выступления мама осталась на сцене для участия в следующем номере и… потеряла меня! Нашла уже в перерыве у кого-то из зрителей на руках. Окружающие мной восхищались, угощали конфетами. Это был мой первый успех, и я его запомнила на всю жизнь.

– Тогда и зародилась мечта о карьере актрисы?

– Она появилась позже. Я очень любила танцевать и мечтала стать балериной. Даже поступала в Вагановку, но меня не взяли. А в 9-м классе я начала заниматься в театральной студии, которую у нас в школе на улице Чайковского вел Сандро Товстоногов – старший сын великого Георгия Александровича. Потом я перешла в другую школу, где продолжила заниматься самодеятельностью. И мы перед разными праздниками выступали в расположенном неподалеку кинотеатре «Спартак». На маленьком подиуме в зрительском фойе пели песни, а на большой сцене в кинозале танцевали. Моя замечательная классная руководительница Елена Викторовна Назарова была заядлой театралкой. Она говорила: «Наташа, тебе нужно в ТЮЗ, это твое!». Я прислушалась к ее совету и поступила в театральную студию к Зиновию Яковлевичу Корогодскому.

Какая у вас была первая роль в ТЮЗе?

– Когда я стала настоящей дипломированной артисткой, моей первой ролью была одинокая старушка с козой в спектакле «Весенние перевертыши» по пьесе Владимира Тендрякова. Корогодский распределил на роли старух меня и мою однокурсницу Лиану Жвания, а нам было всего по двадцать лет. И смех и грех! Зиновий Яковлевич сделал это, чтобы вынуть из нас то, что он хотел увидеть. И получилось хорошо и весело – играли легко и с удовольствием. Мы вжились в своих старух, и Корогодский был нами очень доволен.

– Кто из режиссеров может сравниться с Корогодским по силе влияния в вашей судьбе?

– За пятьдесят лет работы в театре мне встретилось много замечательных режиссеров – Александр Кузин, Александр Белинский, Екатерина Максимова – всех и не перечислить.

Но больше всего меня потрясла работа с петербургским режиссером Игорем Селиным. Именно ему удалось буквально поломать меня, вывернуть наизнанку и извлечь из недр моей души то, чего, как я думала, во мне не существует. Речь идет о жесткости и жестокости, которые по жизни мне не присущи. Честное слово, можете спросить у моих друзей! Но именно эти качества потребовались, чтобы сыграть три роли в наших совместных спектаклях. Первый – это «Полианна», в котором я играю тетю Полли, холодное сердце которой не может растопить даже такой лучик тепла и света, как маленькая героиня пьесы. Второй спектакль у нас с ним был на сцене «Приюта комедианта». Он назывался «Папа, бедный папа…» и я там сыграла жуткую женщину, которая практически сожрала жизни мужа и сына. Мне было так тяжело ее играть, что я даже плакала за кулисами. И третья наша работа – «Щелкунчик» по сказке Гофмана на сцене ТЮЗа. В этом спектакле я сыграла противную, хитрющую, язвительную маму девочки Мари. Все три раза Селин заставлял меня открывать в себе что-то не свойственное мне и, как это ни странно, мне это очень нравилось. Мне вообще нравятся открытия, если я их принимаю.

– Какие режиссеры вызывают у вас уважение?

– Те, у кого профессионализм совпадает с самыми лучшими человеческими качествами. Я невероятно ценю режиссеров, которые умеют находить общий язык с артистами. Если режиссер умеет подобрать ключик к актеру и понимает, на какие кнопочки надо нажать в актерском организме, в ответ сразу идут ток, реакция, эмоции. Когда появляется такая тонкая взаимосвязь, это дорогого стоит и дает замечательные результаты. Мне было очень приятно работать с Александром Кузиным. Возникло ощущение, что мы с полуслова понимаем друг друга, и это окупилось сторицей – наш спектакль «Бешеные деньги» с успехом шел в ТЮЗе почти 20 лет!

– Что необходимо для того, чтобы спектакль состоялся, получился?

– После того, как между актером и режиссером возникают индивидуальные человеческие связи, начинается процесс настоящего творения. Это именно то, ради чего мы, актеры, и живем. Потому, что чистое творчество приносит актеру самое большое удовольствие. Когда артисты кайфуют от того, что они делают, получаются самые лучшие спектакли, от которых зрители бывают в восторге. А самая главная задача артиста – сделать счастливыми своих зрителей.

– Ваши самые любимые роли в ТЮЗе?

– Очень люблю роль Аленки в «Денискиных рассказах». Это невероятно добрый, прозрачный, светлый спектакль. Там столько интересных режиссерских находок, придуманных Екатериной Максимовой. Я там Аленка не взрослая, а девочка. Но при этом ни я, ни мои партнеры по сцене – народный артист России Валерий Дьяченко, который играет Дениску и заслуженный артист России Сергей Жукович, воплотивший образ Мишки, – ничего там не играем, не изображаем никаких детей. Мы просто существуем на сцене в своем абсолютно естественном состоянии, но при этом все равно получаемся детьми. От «Денискиных рассказов» у меня всегда ощущение легкости и доброты и отдача хорошая идет из зала.

– Что вы можете выделить из последних ТЮЗовских премьер?

– Наши премьеры меня очень радуют. Из последнего мне нравится спектакль-экскурсия «Время и место», который к столетию любимого театра поставил Андрей Слепухин. За полтора часа мы с моими коллегами – заслуженным артистом России Сергеем Надпорожским, Владимиром Чернышовым, Анной Мигицко и другими вместе со зрителями путешествуем по родному театру и рассказываем о его людях и истории. Это невероятное приключение, которое позволяет нашим гостям оказаться в самых секретных уголках ТЮЗа, в некоторых из которых даже я никогда не была!

А еще недавно я посмотрела «Счастливого неудачника», которого Иван Пачин поставил по повести Вадима Шефнера. Совершенно чудесный спектакль для семейного просмотра. Замечательная тема, отличные актерские работы, а главное – потрясающий актерский ансамбль. Для меня очень важно, когда все артисты в спектакле действуют слаженно, как единый цельный организм. Это сразу придает объем всей постановке. После просмотра Валера Дьяченко, который играет взрослого Витю, он спросил, понравилось ли мне. Вместо ответа я просто погладила себя по сердцу, и он все понял без слов.

Также – замечательный «Лжец» итальянского режиссера Феруччо Меризи по пьесе Карло Гольдони. Мои коллеги, занятые в постановке, очень профессионально воплотили на петербургской сцене жанр итальянской комедии дель арте и нашли свой уникальный способ существования в ней. Их персонажи получились очень яркими, «вкусными». Плюс шикарная сценография, красивые костюмы. Все это создает атмосферу праздника, легкости, беззаботности.

В чем, на ваш взгляд, секрет многолетнего успеха ТЮЗа?

– Прежде всего – сохранение традиций, заложенных патриархами Театра юных зрителей – Александром Александровичем Брянцевым и Зиновием Яковлевичем Корогодским. Они построили крепкий фундамент, на который опирается сегодняшняя команда ТЮЗа, которая постоянно привносит в жизнь театра что-то новое. Времена меняются, вместе с ними меняются поколения зрителей, их вкусы и требования к театральным постановкам. Поэтому важно уметь искать новые формы и средства выражения, что нашему театру прекрасно удается.

Нам повезло – у нас мощный директор Светлана Васильевна Лаврецова, которая руководит ТЮЗом почти три десятка лет. У нее гибкое мышление, хороший художественный вкус, она всегда открыта к новым поискам и интересным экспериментам. Это приносит достойные плоды в виде высококлассных спектаклей, разнообразных фестивалей, привлекающих большое количество зрителей, и многочисленных инновационных проектов.

– Вам снится театр?

– Мне снится, что я забываю текст (Смеется.). Это страшные актерские сны, но мне кажется, такое всем актерам снится. К счастью, в реальности этого не происходит.

Закрыть