Яндекс.Метрика
  • Татьяна Котова

Загадки города

«Петербургский дневник» и писательская Академия Антона Чижа представляет первый рассказ в рамках рубрики «Детектив по пятницам»
Фото: Татьяна Беличенко/«Петербургский дневник»

Лера смотрела на граффити и хмурилась. Они казались одним из красивых, но непонятных рисунков – таких много в городе.

Рядом с изображением двух рук с пальцами, сложенными в крестном знамении, написано слово «нозе», то есть «ноги». И правее в виде квадрата расположены буквы У, А, еще одно А, заваленное на бок Т и еще одно А.

Лера знала решение этого ребуса, самой первой загадки, высеченной на стене в Софийском соборе в Великом Новгороде каким-то шутником почти тысячу лет назад. Первая буква называется «ук» (У), вторая – «аз» (А), вместе получается «указ». Поразмыслив над ребусом, филолог может прочесть: «Нозе руки указаета», то есть «Ногам руки указывают». 

На что указывают? Она подняла голову и окинула взглядом разрисованную стену небольшого двора на Лиговке. Рисунки были довольно красивы, но часть из них оказалась испорчена продольными полосами, процарапанными по стыкам плит. Среди них были и огромная пробирка с химическими формулами, и изображение скачущего воина в полном облачении. Однако дальше действительно нашла нарисованные руки с чашкой кофе. Только они никуда не указывали. Лера подошла ближе и через некоторое время заметила небольшую наклейку на чашке. Наклейка была едва различима, и девушка коснулась ее пальцами, чтобы проверить, не появилась ли она в ее воображении.

«Какая интересная реклама! Может быть, я недооцениваю питерскую молодежь, и все в моем любимом городе разбираются в старославянской письменности?»

– Ага-а! – сзади раздался обличающий старушечий скрип. – Закладки ищете?

Лера удивлённо обернулась. На неё негодующе смотрела ярко одетая старушка, которая ожесточённо рылась в своей сумочке.

– Милиционеры только вчера закладки вычистили, а ты, значит, опять насовать решила? – и бабушка наконец выудила из сумочки телефон. – Как тут фото включается… Вот сейчас я тебя сфотографирую, бандитка!

Лере пришлось, не тратя время на объяснения, уносить ноги от чрезмерно бдительной бабушки. Отдышалась и отсмеялась она только на Обводном. Положила руки на бетонную ограду набережной и задумалась.

Лера приехала в Санкт-Петербург, как всегда, в поисках ответов. Ее мама говорила: «Думать я езжу в Ленинград». И еще со студенческих времен Лера делала так же. Сейчас она уже месяц ждала звонка из лицея, в который подала документы на вакансию учителя. В ее любимом городе открывалась школа для одаренных детей, и шел набор преподавателей. Озерский, молодой олигарх, физик по образованию, затеял амбициозный проект, о котором не уставали судачить в научных кругах. Он построил в Кронштадте большое современное здание школы-интерната и наполнял его самым последним современным оборудованием. А учиться приглашал талантливых ребят со всей страны.

Лера, специалист по славянской письменности, совмещала работу на полставки в университете и работу школьным учителем. Весной к ним на кафедру обратились сотрудники Озерского, и Лера помогала им подбирать книги в школьную библиотеку по ее теме. Узнав подробности о школе, Лера сама захотела в ней работать. Ей давно не нравилось работать в платной гимназии, где большинству детей было наплевать на уроки. Скучать она будет только по Пете Соколову: он один учился с удовольствием. Может быть, в новой школе детям нравится учиться?

По телефону ей ответили, что список сотрудников сформируют в ближайшие недели. Там же, на сайте лицея, сбоку, промелькнула реклама нового кафе на Лиговке. И Лера решила, что это знак, и надо поехать в Петербург. Всего несколько часов в поезде – и можно гулять по Университетской набережной, делиться мыслями со сфинксами… Любимый город всегда помогал. Возможно, дело было просто в «отпускании» проблемы, в освободившейся голове, в которую в конце концов приходило нужное решение, но Лера была уверена: все дело в Петербурге. Она любила приходить к «своему» сфинксу на набережную, рассказывать ему, что тревожило, и смотреть через Неву на Исаакий.

И вот вместо того чтобы решить свой вопрос, над которым она ломала голову: что делать, если не возьмут в лицей, ведь она уже подала заявление на увольнение из своей школы и не вернется туда, это она знала точно. Вместо решения этого вопроса перед ней встал новый.

Что она только что нашла? К чему вела загадка с граффити? Неужели таким образом дилеры шифровали закладки наркотиков? Если так, ей нужно пойти в полицию и все рассказать. Но станут ли они ее слушать без доказательств?

На наклейке было фото Новой Голландии. Туда она и направилась, решив сначала собрать доказательства, а потом уже с ними идти в полицию. Тем более там можно пообедать.

На мосту у Новой Голландии она буквально застыла у странного рисунка. Могло показаться, что это теггинг, то есть необычная подпись, то, чем в основном заполнены заборы. И все же она была не похожа на другие надписи, хотя и несколько раз повторялась. Это была монограмма, очень редкий вид подписи. Такие монограммы встречались на стенах соборов и в рельефах саркофагов. На первую букву имени как бы нанизывались другие, и получался эдакий жук с множеством ножек. Сейчас перед Лерой находилась монограмма из трех букв: Ф, Р и И. Буква Р прорисована чуть толще, чем остальные. Значит, с нее и начиналось слово. Значит, это слово – Риф.

Уже сидя в 101-м автобусе, идущем к Кронштадту, Лера хмурилась. То, что она расшифровала, точно было шифром, но кто его использовал и для чего? Не слишком ли сложный маршрут у торговцев наркотиками? С другой стороны, такой сложный для простых прохожих шифр, имея ключ, мог прочесть преступник и остаться незамеченным, если, например, полицейские следили за местами старых закладок. И, возможно, старый форт за городом – очень хорошо продуманное место для встречи целой банды. Может быть, не ходить в форт одной, а позвать с собой полицейского? И что же я ему скажу? Что разгадываю граффити в разных местах города и думаю, что приведу его к банде наркоторговцев? … Я бы сама такому бреду не поверила… Плечи Леры, несмотря на теплый ветер, леденило предчувствие. Ей казалось, что за ней следят. «Тут полно людей, это музей, меня никто не тронет», – успокаивала себя девушка.

Кронштадт встретил теплым душистым ветром, улыбающимися туристами и детским смехом. Лера наконец расслабилась, вдохнула чуть солоноватый воздух и неожиданно для себя поняла: если ее не возьмут в лицей – не беда. Она свободна от той работы, которая не приносила радость, она – в любимом городе! Можно посмотреть, какие еще есть школы…

Форт Риф недавно начали ремонтировать, и этот процесс обещал затянуться надолго. Быстро обойдя экспозицию и не заметив ничего необычного, Лера спустилась под землю. Шагнув в одно из полутемных помещений, она включила фонарик на телефоне – и увидела то, что искала.

«Что же это такое?» – Лера смотрела на новую загадку. С первого взгляда было понятно: она сложнее первых.

Первый рисунок походил на иероглиф майя. Лера сфотографировала его и, выключив фонарик, ввела в поисковик «расшифрованные иероглифы майя». Перейдя по первой же ссылке, нашла нужное значение – «правитель».

Дальше следовали четыре точки над горизонтальной полосой. Лера смутно помнила, что система исчисления майя была не привычной для европейцев десятеричной, а двадцатеричной. Она вновь открыла поисковик и прочла, что точки равнялись единице, а линии – пяти, значит, второй символ можно перевести как цифру девять. И последний иероглиф – сапожок с «ручками». Лера еще раз прокрутила статью про письменность майя – епископ Юкатана Диего де Ланда соотносил его со звуком А.

«Правитель девять А» – с удивлением расшифровала Лера ребус. Какой в этом смысл?

– Правитель девять А, – произнесла она вслух, и голос звонко оттолкнулся от стен и заставил ее саму вздрогнуть от неожиданности.

– Поздравляю, вы наняты! – внезапно раздалось сзади.

Лера резко обернулась и увидела улыбающегося молодого мужчину, смутно ей знакомого.

– В-вы?

– Добрый вечер. Я Никита Озерский, основатель лицея, в который вы подавали документы. – Он протянул ей руку для рукопожатия. – Пойдемте наверх, я вам все объясню. Надеюсь, я не сильно вас напугал, и вы все еще хотите работать в нашей команде.

Лера неуверенно улыбнулась. Наконец пришло осознание того, что ее горячее желание исполнилось.

– У вас очень необычные способы найма учителей!

Когда они поднимались на поверхность, Лера услышала аплодисменты и улюлюкание, и тут же увидела Петра Соколова и еще одного мальчика, которые радовались встрече. Улыбка Леры стала широкой, такой же, как и у мальчиков.

– Вы правы, способ был очень непростым, – Озерский тоже улыбался. – И позвольте вас познакомить с его авторами!

– Валерия Дмитриевна, ну как вам? Мы сами придумали ваш квест! Немного не такой, как вы нам давали на уроках, посложнее, правда?

– Коллеги, предлагаю продолжить общение в машине. Штат почти набран. Осталось только выбрать учителя физкультуры, кандидаты у нас есть. Будут предложения, как провести собеседование?

Об авторе:
Татьяна Котова – сценарист, редактор образовательных программ, любитель исторических загадок и поклонница экстремального туризма. В перерывах между исполнением роли мамы и автора детективов увлекается венской школой психоанализа. Живет в Москве.

Закрыть