Клинический психолог объяснила причины появления антипрививочников и ковид-диссидентов
«Так устроен мозг. Когда мозг не получает распланированной информации, он посылает сигналы тревоги. В пандемию это все сложилось: мало информации, нет понимания, все наши базовые потребности уничтожены, идет нагнетание со всех сторон, – говорит в беседе с «Петербургским дневником» клинический психолог Госпиталя для ветеранов войн Юлия Мохова. – У среднестатистического человека достаточно мобильная психика, но когда его гнут и гнут, он рано или поздно сломается. Дальше начинается защитная реакция, так называемая реакция избегания. Человек уходит в себя, не хочет ничего слышать. Есть реакция агрессивная: когда говорят про мировой заговор, «барановирус». Это может вылиться в параноидальные тенденции».
Сейчас, когда стало ясно, что COVID-19 не ушел, психолог призывает не поддаваться панике.
«Паники быть не должно. Надо смириться с тем, что это надолго. Что он, скорее всего, перерастет в сезонное заболевание. Грипп сколько лет с нами, и мы же его не так боимся? Нас не удивляет, что с нами множество инфекционных заболеваний, СПИД, детские инфекции. Поэтому реакция должна быть, как на еще одно заболевание: ну да, еще одно заболевание. У нас наработана огромная база, есть прививки, есть понимание, как лечить. Да, снова открываем госпитали, снова носим маски. Понимаем, что все устали, но давайте прививаться – с прививкой шанс погибнуть меньше», – успокаивает психолог.
А тем, кто по-прежнему ни во что не верит, она отвечает так. «Позиция избегания заканчивается у дверей красной зоны. Мне столько людей говорили: «Я – дурак, я не верил в этот вирус. А теперь лечите меня, спасайте меня». Видя каждый день, как антипрививочники сидят на койке и трясутся, чтобы не попасть в реанимацию, все становится на свои места», – говорит Юлия Мохова.