Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Юрий Смирнов: «Музыка стала для нас семейным делом»

Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова называют одной из музыкальных жемчужин Петербурга. За почти 80-летнюю историю коллектив объехал с концертами почти весь мир, сольные концерты оркестра проходят в самых крупных концертных залах мира: «Олимпия», «Гевандхаус», Веронская оперная арена. А его история началась в блокадном Ленинграде. Художественный руководитель оркестра Юрий Смирнов рассказал «Петербургскому дневнику», как продолжает дело отца
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– В следующем году оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова отметит свое 80-летие. Юрий Павлович, расскажите – в чем секрет долголетия коллектива?

– Наш секрет долголетия заключается в работе, в любви к этой профессии и, наверное, в тех корнях, которые каждый день напоминают нам, что мы продолжаем дело великого человека – Павла Ивановича Смирнова. Оркестр появился в 1943 году в блокадном Ленинграде. Павел Иванович вернулся в город после тяжелого ранения. Знаете, он был уже буквально не жилец… Еле выходил из дома на Кировском проспекте, 13/2, напротив «Ленфильма», чтобы просто посидеть на скамейке.

Однажды к дому подъезжает грузовик – выходит матрос без руки и говорит: «Павел Иванович, мы долго вас искали. В 12-м ремесленном училище остались ребята-подростки, занятые на оборонных работах. Хотят играть! Хлеба у нас нет… Есть пять ватников и восемь баянов». Он отказывался два раза, но потом на этом же самом грузовике они доехали до завода.

Все, как на кадрах кинохроники: стоят на ящиках чумазые ребята и точат детали на станках для снарядов. Павел Иванович сыграл для ребят на баяне, и подростки буквально окружили его. А дальше было уже невозможно отказать. Это был подвиг: почти пешком он ходил от Кировского проспекта на проспект Обуховской обороны, чтобы заниматься с этими ребятами. Я не знаю, как они играли, но факт остается фактом: через три месяца были сделаны первые записи оркестра на Ленинградском радио. Они были настолько влюблены в баян, что занимались даже по ночам… А утром – на смену.

Я думаю, именно это и помогло нашему отцу выжить – сопричастность к великому делу. Это ведь настоящее волшебство в разгар ужаса войны. Он рассказывал нам, как в блокаду его, раненого, привезли в квартиру, где он увидел нашу маму, сидевшую за столом с мертвым ребенком на руках. Это наш старший брат – Слава, в честь которого я назвал уже своего сына.

Оркестр и музыка стали для нас семейным делом: сегодня я являюсь художественным руководителем оркестра, мой брат – Владимир Павлович – главным дирижером оркестра. Наши дети – внуки Павла Ивановича – уже сами известные музыканты. Мы все связаны с Петербургом.

Когда Павел Иванович уже стал знаменитым педагогом, ему не раз предлагали уехать в Москву, в четырехкомнатную квартиру. Здесь, в Ленинграде, семья жила скромно – в коммунальной квартире на Сибирской улице. Но Павел Иванович в письме Лихачеву ответил, что он с Ленинградом – до конца. Другого пути у него нет. Он попросил, чтобы его оставили в городе, сказав, что сделает все для воспитания молодежи в духе нашего времени.

– А как вы сам пришли в оркестр?

– Как и все мальчишки, я любил играть в футбол и не любил музыкальную школу! Нельзя сказать, что родители с ремнем меня заставляли – я с 5 лет связан с музыкой. И как 16 декабря 1961 года я пришел в оркестр, с тех пор его уже не покидал. Остался с дворцом и продолжаю дело нашего великого отца.

И главный совет, который я бы дал современным родителям: ребенок обязательно должен чем-то заниматься. Классическая музыка – это фундамент для всего. Это, по существу, и есть культура человека. Потом ребенок вырастет и, может быть, уйдет в поп-музыку – и ничего страшного в этом нет! Но фундамент уже заложен. Одно я могу сказать точно: сегодняшнее время не терпит фальши. Но это всегда так сложно для современных родителей: найти время для занятий, посидеть с ребенком, выслушать его, дать совет. Хотя это далеко не повсеместная ситуация! Очень много просвещенных взрослых, которые заботятся о будущем своих детей.

– Сегодня баян популярен у детей и подростков?

– Да, отношение к нему прекрасное. Курс баяна и аккордеона проходили многие известные музыканты. Сегодня они играют на разных инструментах, но в базе стоит именно баян. Возьмите Диму Билана – он же аккордеонист. У Павла Ивановича было много прекрасных учеников, например, великий дирижер Владимир Федосеев, народный артист России Анатолий Беляев, который играл на электронном баяне. Даже ансамбль «Дружба», который работал с Эдитой Пьехой. Это заслуженные, народные артисты страны и люди, которые всю свою жизнь отдали музыке. Самая большая гордость, что мы выпускаем не только супермузыкантов. Это специалисты различных профессий – инженеры, кандидаты наук, которые прошли эту школу, стали потрясающими людьми. Они сами признаются в этом: если бы не оркестр, некоторые из них попали бы в плохие ситуации…

– Ваше самое запоминающееся выступление?

– Мы лауреаты 38 международных конкурсов, работали в крупнейших залах Европы и Америки. Так, последние гастроли по Америке проходили по 18 штатам. Нас часто спрашивают: «Вам не страшно выступать в таких местах, как Кремлевский дворец съездов?» Наш ответ: нет! Ведь мы исполняем наши произведения в том числе в заведениях профессионального технического образования. Приходим в условное ПТУ, где вначале нас встречают свистом: «Ну, баяны». А после двух-трех произведений все замолкают и аплодируют. После этого никакая западная публика не страшна. Приняла наша молодежь – примет весь мир.

Я жил и при коммунистической власти, и в современной России. И все время меня спрашивают: «Когда было лучше?» Знаете, в то время мы получали инструменты, а это время научило нас зарабатывать. Мы по-другому воспитываем новое поколение музыкантов и ценим то, что нам дает государство. И самое главное – все времена давали и дают таланты. Честь и хвала нашему правительству и правительству города, что у нас на воспитании – вся талантливая молодежь. Это не дополнительное образование – это обязательное образование. Живопись, классическая музыка, балет – благодаря этому петербургская молодежь приспособлена к жизни.