Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Выстоять и победить помогла вера: историки рассказали о духовной жизни в осажденном Ленинграде

Верующие горожане ходили на богослужения и соблюдали Великий пост даже в самые тяжелые периоды блокады
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Одна из самых больших епархий на момент 1941 года – Ленинградская, в которую входили Новгородская, Псковская, часть Тверской области и ряд других территорий, к 1941 году насчитывала всего 21 действующий храм. Это стало результатом репрессий и гонений на Русскую православную церковь. Причем на территории Ленинграда и его окрестностей действовало 12 из них.

Историк Иван Петров отмечает, что перед началом войны церковь переживала критический момент своей истории. Ситуация осложнялась и развитием обновленческого течения. Впрочем, впоследствии они вернулись в лоно церкви. В общей сложности в Ленинграде было лишь несколько десятков священнослужителей.

По его словам, также необходимо отметить, что блокадный митрополит Алексий (Симанский), впоследствии ставший патриархом, например, в 1943 году на непродолжительное время покидал осажденный город, чтобы присутствовать на встрече митрополитов со Сталиным.

Соблюдали пост

«Многие блокадники помнят Спасо-Преображенский собор, где было устроено большое бомбоубежище, как надежное место, где можно было укрыться от бомбежки. Надо сказать, что все действующие в блокаду храмы пережили последующую советскую эпоху, за исключением Троицкого в Лесном, – рассказал Иван Петров. – Этот храм принадлежал к иосифлянскому движению, не признающему союза с советской властью. При Брежневе этот храм снесли».

Петров рассказал, что во время исследований в одном из блокадных дневников нашел свидетельства о том, что некоторые православные христиане даже в тех тяжелейших условиях соблюдали Великий пост.

«Существовали тайные православные и католические общины. Сокрытые богослужения проходили в частных квартирах. Безусловно, властями это было запрещено и рассматривалось как антисоветская пропаганда», – сказал историк.

Пастырь блокадного города

Доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Карпук обратил внимание, что митрополит Алексий (Симанский), несмотря на возможность покинуть блокадный Ленинград, оставался в осажденном городе. Вместе со своими прихожанами и священниками, которые служили в Николо-Богоявленском соборе, он стойко перенес все тяготы тех страшных дней.

«Он жил прямо в храме. На хорах у него была небольшая комнатка. Пребывание митрополита, главы епархии, на территории блокированного города укрепляло решимость прихожан. Вместе с ними он переживает голод и холод, все другие лишения блокады», – сказал Дмитрий Карпук.

А также добавил, что Алексий неоднократно обращался к горожанам и властям Ленинграда с проповедями и воззваниями. Его слова воодушевляли людей. В 1943 году, несмотря на сложное отношение к церкви советских властей, в свет вышла листовка со словами митрополита.

«Ее распространяли даже среди солдат Красной армии на фронте, что было довольно нетипично для того времени», – отметил Карпук.

Сам митрополит Алексий в своем докладе 8 сентября 1943 года на соборе епископов говорил: «И мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде в особенности, как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный».

Можно сказать, Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой церкви, силой общего воодушевления.

Возрождение школы

«Православная церковь пережила период войны и блокады. После войны получила возможность воссоздания крупнейшей ленинградской духовной школы, которая действует по сей день. А также выстроила модель взаимоотношений с социалистическим государством», – заявил историк Иван Петров.