Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Русском музее раскрыли тайну портрета, написанного любимым художником Петра Великого

Его автором является Иван Никитин

В Русском музее открылась выставка «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина – любимого художника Петра I. На установление его авторства ушло восемь лет. Это событие стало настоящей сенсацией в мире искусства.

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» вместе с другими произведениями мастера из собрания Русского музея выставлен сейчас в Садовом вестибюле Михайловского дворца. А попал он в музей значительно раньше, еще в 1897 году. Но хранился в запасниках и числился как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века.

Сначала его даже назвали «Портретом молодого человека в голубом кафтане». И лишь когда начались первые исследования, выяснилось, что на самом деле кафтан у него зеленый, а его автором является Иван Никитин. Однако это надо было еще доказать.

Профессионализм и терпение

Исследованием картины занялась Светлана Моисеева, ведущий научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века. А реставрацией – Наталья Романова, ведущий художник-реставратор. Она рассказывает, что долгое время считалось, что картины в XVIII веке писали при свечах. Поэтому вся живопись того периода темная и коричневая.

На самом деле, говорит специалист, это не так. «Когда произведение покрыто большим количеством поздних наслоений, как в данном случае, это не только меняет внешний вид портрета, но и скрывает почерк художника. Только раскрыв полотно от поздних записей, мы можем видеть непосредственно авторскую живопись».

На помощь реставратору пришли современные приборы – микроскопы, рентгенографические аппараты и другая техника, позволяющая определить характер нанесения пигмента, толщину красочного слоя, особенности авторского почерка. Но одного этого было, конечно, мало.

«Надо иметь профессиональную хватку, интерес, терпение, чтобы дойти до авторской живописи и представить ее в аутентичном виде. Эти качества свойственны Наталье Романовой. Увидев результаты ее работы, атрибуционный совет сделал сенсационный вывод: эта работа Ивана Никитина», – заявил заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

Трудная судьба

Чем же так ценен вновь обретенный шедевр любимого художника Петра Великого, картины которого он повелел покупать за сто рублей? Ответ прост – это был один из талантливейших художников того времени. Вот только судьба его, как и судьба большинства его полотен, оказалась печальна.

Выходец из церковной семьи, рисовать он учился сначала в Москве, а потом во Флоренции, куда его отправил сам император.

Обласканный Петром Великим, после его смерти он был арестован. Поводом послужил пасквиль на Феофана Прокоповича, знаменитого религиозного и общественного деятеля. Но, как свидетельствуют историки, истинная причина заключалась в том, что Никитин был в числе сторонников передачи русского престола не Анне Иоанновне, а ее сестре Екатерине. Художника заключили в Петропавловскую крепость, где он был бит плетьми и сослан на пожизненное поселение в Тобольск.

Только после смерти Анны Иоанновны Иван Никитин получил разрешение вернуться в Москву. Но увидеть город ему так и не довелось, он умер по дороге.

Художник «гнезда Петрова»

«Петр I любил его потому, что это был человек из народа, мастер. Там была какая-то человеческая симпатия и уважение к его уму и таланту. Они, видимо, были в чем-то схожи по натуре»,  –объясняет феномен отношений императора и художника Светлана Моисеева.

На экспозиции представлены три бесспорные работы знаменитого мастера: «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова», и «Петр Первый на смертном ложе». Этот шедевр Ивана Никитина признан специалистами выдающимся художественным явлением. Сразу после смерти императора Никитин в числе трех других живописцев был приглашен запечатлеть мертвого Петра. Но лишь ему удалось создать сильнейший образ, который называют «скорбным реквиемом по «отцу Отечества».

К сожалению, сохранившиеся картины этого мастера можно пересчитать по пальцам одной руки. Четыре хранятся в Русском музее, две – в Третьяковке и две – в галерее Уффици в Италии. И вот теперь Русский музей доподлинно установил авторство еще одной картины Никитина. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» стал настоящей сенсацией в искусстве петровского времени.

Но главное, считает Наталья Романова, о том, каким талантливым мастером был Иван Никитин, теперь узнают не только специалисты, которым это было известно уже давно, но и широкая аудитория.
«Благодаря тому, что его живопись «раскрыта», целое поколение людей сможет прийти, увидеть и убедиться, каким прекрасным художником был Иван Никитин», – подытожила реставратор.

Закрыть