Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Дмитрий Куличков: «Я по натуре самоед. Всегда хочется все переделать»

Актер прибыл на гастроли с Театром на Бронной

В нашем городе состоялись гастроли Театра на Бронной. Его актер Дмитрий Куличков рассказал «Петербургскому дневнику» о том, почему он часто играет следователей и какую роль в его жизни сыграла встреча с Олегом Табаковым.

– Дмитрий, в спектаклях Театра на Бронной, гастроли которого недавно прошли в Петербурге, у вас главные роли в классических пьесах. А в кино чаще достаются следователи. Почему?

– Ну да, следователь, следак. Возможно, в моем случае срабатывают стереотипы. Говорят, у меня внешность персонажа с трудной судьбой и сложным характером.

Если судить по сериалам «Ищейка», где вы сыграли с Анной Банщиковой, и «Заключение», где вы в паре с Викторией Исаковой, это действительно так. Каково было сниматься с ними?

– С красивыми женщинами всегда приятно работать. А главное – они прекрасные актрисы, которые помогают по-новому раскрыться. Конечно, приходится подстраиваться, что бывает непросто. Ведь чем больше актриса и личность, тем сложнее. Но в этом и интерес. Каждый новый человек способствует появлению у тебя какой-то свежей краски. Для меня это очень важно.

– Именно поэтому вы сейчас служите в Театре на Бронной?

– Да, работать с Богомоловым интересно, потому что он всегда открывает в тебе какую-то новую грань и использует ее, исходя из твоей природы.

Думаю, что для многих роль, которую я играю в пьесе Арбузова «Таня», стала неожиданной. В этой лирико-драматической истории людей, живущих в вечной мерзлоте, есть своя теплота и свой характер. Эта роль в пьесе Арбузова раскрывает внутреннюю энергию любви. Тут не сыграешь. Либо в тебе есть, либо нет. И вот эти какие-то глубоко запрятанные во мне качества, которые раньше не удавалось проявлять, стали для меня самого открытием. Как и роль Лопахина в «Вишневом саде», где нет ничего лишнего.

В этом для меня и есть преимущество театра. Кино все-таки – это узкий коридор. Театр глубже раскрывает персонажи. Не знаю, как бы жил, если бы мама не привела меня в шесть лет в саратовский драматический кружок, где ребенком занимался Олег Павлович Табаков и где я сыграл Буратино – свою первую роль.

– Скажите, что такого есть в Саратове, что оттуда вышли такие актеры, как Олег Табаков, Олег Янковский, Евгений Миронов?

– Вы знаете, в этом городе есть какая-то широта, как у Волги. А в людях – особая простота. Но не та, что хуже воровства. А простота и чистота отношений. И еще настойчивость, страстное желание осуществить свою мечту. Поэтому после школы я остался там и поступил на театральный факультет при Саратовской консерватории. Но вот потом стало тесновато, и я решил поехать в Москву – тут возможностей больше, чтобы реализоваться.

– Решили покорить столицу?

– Да нет. Просто подумал, если приеду и сердце ойкнет, – останусь. Конечно, я знал, что там Табаков, мой земляк. Решил его дождаться у Школы-студии МХАТ. Охранник рассказал, что Табаков ставит машину на стоянке в Камергерском переулке и идет пешком до театра метров пятьдесят.
Я караулил его несколько дней и дождался. Выходит Олег Павлович из машины, и я на ходу пытаюсь что-то ему объяснить. Он смотрит на меня и произносит: «Старик, ну в театр очень сложно попасть…» А я объясняю, что хочу учиться у него, но у меня уже есть высшее образование. Тогда он вдруг говорит: «Если нельзя, но очень хочешь, то можно». И все. Этой фразой он открыл для меня сначала двери Школы-студии МХАТ, а потом и свой театр, куда вскоре пригласил работать.

– Почему же, когда ваша мечта сбылась, вы ушли от Табакова?

– Просто на тот момент я понимал, что сыграл в МХАТе все, что мог. Да и совмещать театр с работой в кино у меня тогда не очень получалось. Хотя, если совсем честно, я чувствовал, что надо что-то поменять внутри, потому что здесь все было удобно и готово, такая проторенная дорожка.

Так возник театр Елены Камбуровой, два года службы в котором добавили в мою актерскую копилку какой-то мягкости и музыкальности. А потом, когда меня позвали вернуться, наш роман с театром опять продолжился.

Перед самой смертью Олега Павловича, который уже сильно болел, я успел с ним встретиться и поговорить. И очень рад, что на такой хорошей ноте успел попрощаться. Если бы я не пришел второй раз, то потом бы всю жизнь жалел об этом.

– Вам везло и с режиссерами кино, в числе которых самые известные.

– Мне действительно повезло. Я снялся более чем в ста фильмах, поработал с такими мэтрами, как Александр Прошкин, Александр Митта, Павел Лунгин, Сергей Урсуляк, Андрей Смирнов. Но я люблю работать и с молодыми режиссерами, которые готовы рисковать, экспериментировать. Мой девиз: пробуй! Признаюсь честно, мне не очень важно, с кем работать – с признанным мастером или вчерашним студентом. Я буду одинаково вкладываться, чтобы получить результат. Для меня вот это важно.

Сейчас я снимаюсь в фильме Андрея Смирнова «За нас с вами». В сказке Павла Лунгина «Василиса и королева лайков». И в сериале «Петля» Эдуарда Оганесяна. Все картины находятся в разной степени готовности.

– Правда, что вы очень критичны к себе и не смотрите свои фильмы?

– Это просто невозможно! Если я смотрю какой-либо фильм, то сразу начинаю придираться. Мне ничего не нравится, поэтому со мной очень трудно. Лучше мне не давать смотреть, чтобы я не мучил ни себя, ни других. Ничего не могу с собой поделать. Я самоед. И всегда недоволен собой.

– Но в театре-то сразу понятно, принимает публика спектакль и вашего героя или нет. Как, кстати, вам петербургский зритель?

– В вашем городе с разными театрами я бывал неоднократно. И могу точно сказать: здесь иная публика. Она театральная, ее не обманешь, не проведешь. Она раскрывает и оголяет тебя. Это всегда иное вхождение, очень полезное и для театра, и для артиста. Именно петербургскую публику, которая видела-перевидела, знает-перезнает, зацепить очень непросто.

– И что в этом случае выручает?

– Я говорю себе: «Пробуй, пробуй и еще раз пробуй!» Я не мыслю себя без профессии, это мое спасение. И я никогда не считаю, что состоялся как актер. Если даже подумаю так, то все, стоп, пора уходить.

Нужно постоянно перезагружаться. Умирать, воскресать, чтобы оставаться живым. Не терять умения воспринимать. Если у меня будут все эти качества, значит, я еще могу что-то сделать.

Закрыть