Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«От юзера до программиста»: эксперты – о том, как развивается компьютерный спорт в Петербурге

Специалисты рассказали также, где обучают тренеров по киберспорту и как стать профессиональным комментатором
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Петербурге завершились финальные игры Студенческой киберспортивной лиги – общероссийские соревнования по компьютерному спорту. Победителем стала команда «MIREA» из Российского технологического университета (Москва). Спортсмены обошли 45 студенческих команд, которые представляли вузы и колледжи России из 7 федеральных округов. В программе финального дня на базе СПбГУТ специалисты отрасли обсудили, как развивается студенческий компьютерный спорт в Санкт-Петербурге.

От юзера до программиста

Киберспортивное комьюнити претерпевает значительные изменения – для многих участников компьютерный спорт превращается из хобби в профессию, рассказала член Молодежного совета Федерации компьютерного спорта России Арина Самоцветова.

«Мы видим, как растет не только число молодых игроков, но и студентов, которые хотят развиваться в этой сфере. Как следствие, растет рынок киберспорта, создаются новые рабочие места, – отметила она. – Мне кажется, что в киберспорте более низкий порог вхождения, чем в других видах спорта, где необходимы определенные спортивные данные или идеальное здоровье».

В помощь профессионалам создана программа VK Testers, объединяющая на своей платформе огромное сообщество начинающих и опытных тестировщиков, продукты экосистемы. Проект дает возможность пройти путь от обычного юзера до стажера или даже стать сотрудником IT-компании.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Комментатор – это призвание

Первые киберспортивные комментаторы – это бывшие профессиональные игроки либо стримеры. Но для работы это необязательное условие. По мнению аналитика студии киберспортивных трансляций RuHub Никиты Коткова, сейчас в России комментирование киберспортивных соревнований скорее хобби, нежели профессия.

«Возьмите любую профессиональную студию и увидите, что везде работают самоучки, нет даже таких людей, которые прошли бы дикторские курсы. А специализированных площадок для обучения профессии комментатора пока нет. Да и нет уверенности, что они нужны. На любительских турнирах у ребят глаза горят во время работы», – объяснил аналитик киберспортивных трансляций.

Стать комментатором киберспорта может любой человек, увлекающийся компьютерными играми. Для этого нужно предварительно завести канал на YouTube, Twitch или во «ВКонтакте». Там же набрать лояльную аудиторию. А затем регулярно мониторить конкурсы комментаторов и принимать в них активное участие.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Тренеров готовят в вузах

Одновременно с развитием киберспорта растет спрос на получение спортивного образования. В НГУ имени Лесгафта по специализации «Компьютерный спорт» уже пять лет учат бакалавров. В этом году первые выпускники поступили в магистратуру. Примечательно, что в 2018 году на факультет поступило всего три человека. В этом году число желающих выросло в несколько раз, рассказала доцент кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы НГУ им. П. Ф. Лесгафта Елена Косьмина. Кстати, в направлении «компьютерный спорт», как на очной, так и на заочной форме обучения, предусмотрены бюджетные места.

«Спрос растет, и это не может не радовать, надеемся, что будет расти спрос и со стороны работодателей, будут открываться новые детско-юношеские спортшколы, куда наши выпускники пойдут работать, – отметила специалист. – Компьютерный спорт развивается гораздо быстрее, чем любой другой классический вид спорта. Много самоучек, профессиональных игроков, которые прошли не через четкий структурированный процесс спортивной подготовки, а самостоятельно тренировались и стали игроками. Но таких, конечно, единицы. Мы стремимся упорядочить этот процесс».

В перспективе ребенок, который хочет развиваться в области киберспорта, сможет прийти в спортшколу, выполнить разряд и развиваться при поддержке государства как любой другой спортсмен. О популярности компьютерного спорта свидетельствует тот факт, что в прошлом году в Доме творчества юных на отделение по Dota 2 детско-юношеской спортшколы поступило порядка 80 заявлений.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Цифровизация спорта

На сегодняшний день происходит много мероприятий, связанных с цифровой трансформацией в сфере физической культуры и спорта. Минспорта активно развивает направление по созданию домена «Спорт» – экосистемы цифровых сервисов, цифровых платформенных решений, во главе которых находится государственная информационная система Министерства спорта Российской Федерации.

«На региональном уровне мы создаем государственную информационную систему «Спортивный Петербург», и она уже в предконтрактной стадии. Ждем постановления правительства на этой неделе, и до конца 1-го квартала 2023 года государственная система «Спортивный Петербург» будет внедрена в промышленную эксплуатацию», – рассказала заместитель директора по цифровой трансформации СПб ГАУ «Центр подготовки» Татьяна Ермош.

Цифровой проект позволит обеспечить автоматизированное управление процессами в сфере физической культуры и спорта, в том числе подготовки спортивного резерва, популяризации и вовлечения граждан в занятия физкультурой.

Стоит отметить, что киберспорт становится трендом и ключевым видом спорта, который не только вовлекает в интерактивную среду другие дисциплины, но и создает новые. А также дает почву для создания совершенно новых форм соревнований. Уже в 2024 году в России пройдут «Игры будущего» – аналог Олимпийских игр для киберспорта и других технологических дисциплин, включая гонки дронов, битвы роботов и фиджитал-спорта.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»