Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Эксперты оценили проект граненой лодки с дронами на борту

Концепт-проект новой субмарины петербургского конструкторского бюро «Рубин» был представлен на форуме «Армия-2022»

На форуме впервые показали модели атомных подлодок последнего поколения. Планируется, что в будущем лодки нового поколения придут на смену ракетоносцам серии «Борей».

Один из проектов – субмарина «Арктур». Как утверждают разработчики, за счет совершенствования ракетного оружия появится возможность уменьшить габариты атомной подводной лодки (АПЛ). Так, «Арктур» будет иметь на 20 процентов меньше водоизмещения по сравнению с современными подводными крейсерами. Экипаж корабля составит около ста человек. Длина «Арктура» составит 134 метра, ширина – 15,7 метра. Главным приоритетом остается скрытность: за счет специального покрытия и необычной граненой формы лодка будет менее заметной для приборов противника. Интересно, что проект предусматривает установку на лодку нескольких подводных беспилотников «Суррогат», которые значительно расширят возможности корабля по обнаружению субмарин вероятного противника.

О «Суррогатах» пока известно следующее. Относятся к типу сверхтяжелых автономных подводных роботов. Водоизмещение – около 40 тонн. Дальность плавания будет около 800 миль. Примечательно, что «ведомый» беспилотник сможет самостоятельно искать цели и передавать информацию материнской подлодке. При необходимости «Суррогат» может увести субмарину противника в сторону или принять удар на себя, чтобы защитить несущий корабль.

Тихая и незаметная

Контр-адмирал (в отставке) Юрий Ерёмин оценил потенциальные возможности российской подлодки будущего «Арктур». По его словам, обещание конструкторов создать корпус субмарины граненой формы призвано решить сразу несколько задач.

Очевидно, что лодка предназначена для несения боевой службы в условиях арктических морей. Не стоит забывать, что сейчас в мире идет серьезная конкуренция за территории и ресурсы Арктики. Граненая форма обводов корпуса увеличит возможности субмарины по взламыванию льда для всплытия и не позволит ему задерживаться на крышках ракетных шахт. Кроме того, такая форма улучшит ходовые качества лодки в подводном положении.

«Новейшее активное покрытие корпуса, вместе с уменьшениями размеров корабля, позволит значительно снизить отражаемый сигнал гидролокатора и уменьшает дальность обнаружения лодки вероятным противником, – говорит Юрий Ерёмин. – На «Арктуре» планируют установить 12 баллистических ракет, возможно, они будут модернизированной версией МБР Р-30 «Булава». Совершенствование ракетного оружия и его боевой мощи позволит уменьшить количество ракет на борту с 16 , как на новейшем крейсере проекта «Борей», до 12 при сохранении боевого потенциала подводного ракетоносца. При необходимости «Арктур» сможет, по всей видимости, нести гиперзвуковые ракеты, которыми возможно наносить удары по соединениям надводных кораблей и береговым объектам. Наш вероятный противник пока не нашел возможностей для противодействия нашим гиперзвуковым ракетам».

По его словам, отдельный интерес представляет концепция безвальной энергетики. «Арктур» – это перспективный проект подлодки 5-го поколения с безвальной энергетической установкой с полным электродвижением. Так, на обычных атомных субмаринах разогретый пар из парогенераторов реактора поступает на турбогенераторы и главную турбину и через редуктор крутит вал с винтом. Все эти громоздкие и достаточно шумные агрегаты вместе с сочлененным с ними валопроводом проходят через половину отсеков лодки до винта.

«Россия добилась очень хороших успехов в области снижения шумности подлодок. Корабли предыдущего поколения – 971, 945 проектов – за счёт снижения шумности «играли» с вероятным противником на равных. Потом появились проекты «Ясень» и «Борей», которые стали ещё на порядок тише. Планируется, что «Арктур» с безвальной энергетической установкой по шумности будет сравним с неатомными лодками проекта «Варшавянка», которые во всем мире прозвали «Черная дыра» за их высокую скрытность», – отмечает эксперт.

Он добавил, что на «Арктуре» хотят поставить два электродвигателя, что значительно повысит маневренность и управляемость лодки. К слову, западные конструкторы также ведут похожие исследования. В частности, американцы рассматривают вариант установки электродвигателей в герметичных капсулах вне корпуса лодки.

«Новая подлодка также сможет нести несколько беспилотных дронов, возможно проекта «Суррогат». Это даст огромное преимущество. Дроны-разведчики смогут обнаружить вражеский корабль на большом расстоянии и передать информацию на материнскую подлодку, которая при этом остается вне поля зрения корабля противника. Дальше корабль-матка может принять решение – нанести упреждающий удар по противнику или уклониться, оставшись необнаруженной», – резюмировал Юрий Ерёмин.

Воплотить в жизнь

«Пока проект находится даже не на бумаге, а в замыслах разработчиков. Теоретически заявленные решения действительно могут вывести корабль на совершенно новый уровень. Скажем, для пролома льда привычной круглой формы корпуса не всегда достаточно, в теории граненая форма действительно может быть эффективнее. Но еще предстоит решить много прикладных задач, чтобы воплотить все идеи на практике. Уверен, это получится», – отметил председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ Александр Евсеев.

Читайте также о первой советской АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», которая станет главным экспонатом в Музее военно-морской славы проекта «Остров фортов» в Кронштадте.