«Я научу детей распознавать эмоции»: как вчерашняя школьница стала педагогом
Полине Анохиной всего 19 лет, однако на работе к ней обращаются только по имени и отчеству – к педагогу, пусть и дополнительного образования, по-другому нельзя. Девушка окончила Педагогический колледж №8 и разработала уникальную программу по изучению эмоционального интеллекта для учащихся младших классов, и ее сразу пригласили в среднюю школу №376 Московского района. 1 сентября она познакомится со своими первыми учениками.
– Что такое эмоциональный интеллект и как вы будете учить детей?
– Эмоциональный интеллект – это умение правильно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоции других людей. Эти умения позволяют избегать конфликтов и недопонимания.
Эмоции мы будем изучать в игровой форме на примере сказок и мультфильмов. Я предложу детям разобраться, почему Кощей Бессмертный так себя ведет. Мы проанализируем его эмоции, а потом я предложу детям подумать, как можно было избежать того, что случилось в сказке. Также мы попытаемся разобраться, почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу своей жены.
– Многие считают, что этому не надо учить, потому что эти навыки вроде как даются природой.
– В большинстве своем даже взрослые люди не всегда верно трактуют собственные эмоции. Например, радость можно перепутать с удовлетворением, а состояние усталости – со скукой. Кроме того, часть эмоций люди просто подавляют. Если в семье родители неправильно проявляют эмоции, то и ребенок будет их транслировать неправильно. Глобально разбираться с этими проблемами должны психологи. Я же буду просто учить детей выражать эмоции приемлемым способом. Например, эмоцию «злость» мы будем изучать целый месяц, чтобы ребята, столкнувшись с ней, не шли в рукопашный бой.
– По образованию вы преподаватель начальных классов. А где изучали эмоциональный интеллект?
– У нас в колледже было больше 600 часов психологии разных возрастов, это позволило очень углубленно изучить вопрос. На втором году обучения я разработала курс про эмоциональный интеллект, а потом в качестве практики полгода преподавала его во втором классе. После немного изменила модуль и продолжила преподавать его тем же детям, которые успели перейти в третий класс. В результате эмоциональный интеллект стал моей дипломной темой.
– По итогам курса вы добились каких-то конкретных положительных результатов?
– Мы периодически проводили диагностики, которые показывали, что коммуникация среди детей значительно улучшилась, в частности, они стали лучше слышать друг друга. Например, на уроках часто было такое, что кто-то из учеников произносит правильный ответ, однако одноклассники его не слышат и продолжают угадывать. К концу моего курса таких случаев стало существенно меньше.
Но больше всего меня порадовал случай, когда ребенок смог разобраться в отношениях с родителями. Он отказывался есть кашу, потому что требования мамы казались ему чрезмерной опекой. Ребенку хотелось доказать, что он уже не маленький и сам знает, что, когда и сколько нужно есть. В итоге мы проанализировали поведение его родителей и он понял, что их требование связано с тревогой, ведь если он не съест кашу, у него не будет сил и он не дополучит витаминов. В итоге ребенок сказал, что хочет позвонить своей маме и извиниться. Это идеальный показатель того, что моя программа работает.
– Ваш курс может стать таблеткой от булинга, то есть травли?
– Булинг – это очень серьезная тема, у него огромное количество разновидностей, его не всегда просто распознать. Вклад в борьбу с ним делают все без исключения педагоги, но глобально – это задача психолога. Моя цель – научить детей ставить себя на место другого, прежде чем что-то сделать. Это как минимум предотвратит многие конфликты. В будущем я, возможно, переориентирую свой курс, чтобы он стал профилактикой булинга.
– Кому вы будете преподавать ваш курс?
– Третьеклассникам. Курс рассчитан на половину учебного года. Мои занятия дети будут посещать по желанию, никаких оценок не будет, только наклейки, которые в конце курса можно будет обменять на какие-то призы.
– Не все дети одинаково милые. Готовитесь к встрече с хулиганами?
– Конфликтные ситуации неизбежны, но я буду преподавать эмоциональный интеллект и, надеюсь, смогу быстро и эффективно решать возникающие проблемы.
В моей практике был случай, когда ребенок на занятии крутил ножницы у себя на пальце, несмотря на то что мы с классом проговорили правила техники безопасности и то, что соблюдать их строго обязательно. После урока я предложила ему задуматься, чем могут закончиться игры с ножницами. Он сам сделал несколько предположений, в частности, что пострадать может глаз его одноклассника. Дальше я предложила ему поставить себя на место этого одноклассника. В итоге он признался, что не думал о том, что последствия могут быть настолько плачевными, он не хотел никому причинять вред, просто ему было скучно и так он пытался себя развлечь.
– Вы наверняка знаете о многочисленных скандалах, когда учителей увольняли из-за фотографий в социальных сетях, потому что начальство или родители учеников считали снимки непристойными. Не боитесь оказаться в такой же ситуации, будете пересматривать политику ведения соцсетей?
– Вопрос педагогической этики очень сложный. Я понимаю, что теперь на мне больше ответственности, что ученики явно будут интересоваться моими аккаунтами в соцсетях, поэтому я однозначно буду строже следить за тем, что выкладываю. Однако я никогда не публиковала в Интернете фотографии в купальниках или какой-то откровенной одежде и заниматься этим не планирую.
– Насколько я знаю, вы давно занимаете вокалом. Не планируете развиваться в этом направлении?
– Я занимаюсь эстрадным вокалом со второго класса, но решила, что пение станет моим хобби. Профессионально я все же хочу заниматься педагогикой. Однако я буду не только вести занятия по эмоциональному интеллекту, я еще заняла должность педагога-организатора, мы с ребятами будем проводить концерты и праздники, поэтому мои вокальные данные точно пригодятся.
– Учитель – сегодня не самая популярная среди молодежи профессия. Почему вы выбрали именно ее?
– В шестом классе я участвовала в Дне дублера и подменяла учителя второго класса на уроке литературного чтения. Мне понравилось вести урок, но еще больше понравились эмоции детей. После они подошли ко мне, сказали, что им было очень интересно, и попросили дальше вести занятия.
Также я ходила в театральную студию «Здоровье», в которой мы ставили обучающие спектакли о здоровом образе жизни и выступали перед младшими школьниками. Там я поняла, что мне интересно не только преподавать, но и организовывать мероприятия.
Кроме того, моя мама по образованию – учитель младших классов и работает в Школе приемных родителей. Бабушка работала в детском саду, прабабушка тоже была в педагогике. Можно сказать, дело семейное. Друзья меня тоже очень поддерживали, никто слова плохого не сказал.
– Пока вы окончили только колледж. Планируете учиться дальше?
– Да, планирую поступить либо в Санкт-Петербургский государственный институт культуры на режиссера, либо на психологию в Российский государственный педагогический университет имени Герцена. Но это будет только в следующем году, сейчас хочу привыкнуть к работе и новому графику.
– Вы хотите своих детей?
– Конечно, но не прямо сейчас, а, например, лет в 25. Мне кажется, к этому возрасту я буду готова к ответственности за своих детей.
БЛИЦ
– Любимая книга?
– Их огромное количество, но на первом месте, наверное, книга «Когда я вернусь, будь дома» Эльчина Сафарли. Это сборник писем отца дочери, в которых он поднимает очень важные темы. Впервые я прочитала эту книгу в 14 лет и не перестаю перечитывать. Еще очень люблю «Убить пересмешника» Харпера Ли и «Коллекционера» Джона Фаулза.
– Любимый фильм?
– Комедия «Стажер» с Робертом Де Ниро. Для меня это идеальный фильм, чтобы расслабиться и отдохнуть. Еще мне очень нравятся «Шоколад» и «Пряности и страсти» режиссера Лассе Халльстрёма. С этих фильмов я люблю начинать день, потому что они красивые, интересные и смелые. Также я очень люблю сказки, поэтому часто пересматриваю то, что выпускает Disney. При этом я понимаю, что сказки часто романтизируют насилие, как, например, «Красавица и чудовище». Я обязательно буду проговаривать эти моменты с учениками.
– Место силы?
– Горы Северного Кавказа. Я родилась и выросла в Петербурге, а мои бабушка и дедушка живут на Кубани. Этим летом мы поднимались в горы, смотрели вниз, и я просто выдохнула. Также мне всегда помогает расслабиться вода: если я чувствую упадок сил, то иду на набережную или к фонтанам. Но вообще, место силы можно найти в себе самой, поэтому я занимаюсь йогой.
– Если бы вы могли встретиться с любым человеком, который когда-либо жил, то кто бы это был?
– С первым разумным человеком на Земле, чтобы узнать, с чего все начиналось. Также было бы интересно встретиться с Александром Македонским, который обладал одной из крупнейших библиотек древнего мира. Есть легенда, что богатая библиотека была и у царя Ивана IV Грозного, поэтому его опыт мне тоже очень интересен.
– Жизненный девиз?
– Всегда понимать, что ты делаешь, для чего и к чему это может привести.
– Мечта?
– Какой-то глобальной мечты у меня нет. Вообще, мечты я всегда делю на задачи. И конкретно сейчас моя главная задача – помогать системе образования стать лучше. Мне кажется, я действительно могу это сделать. В декабре прошлого года мне посчастливилось побывать на открытом диалоге в Совете Федерации по поводу образования. Уже в феврале мы с ребятами в колледже искали ошибки в учебниках начальной школы и передавали их в Совфед.