Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Легенда атомного флота подлодка К-3 «Ленинский комсомол» отправилась в последний морской поход

Началась уникальная инженерная операция, итогом которой станет установка субмарины в строящемся Музее военно-морской славы проекта «Остров фортов»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Сегодня от Зимней пристани Кронштадта буксиры начали транспортировку К-3 в акваторию Выборгского судостроительного завода. Разработкой общей концепции операции по перевозке лодки до момента ее установки в музее занималось акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт морского флота».

Представитель института Олег Карпович рассказал, что первоначальный вариант перевозки лодки предусматривал строительство канала, заведение на плаву лодки к ее месту в музее с последующей откачкой воды. Этот вариант требовал очень много времени и средств. Тогда институт морского флота разработал альтернативный вариант, который сейчас воплощается в жизнь.

«Сегодня началась морская часть операции. Первый этап – перегон лодки из Кронштадта до точки погрузки на специальную баржу «Атлант» в Выборгском заливе. На нее подлодка будет заведена наплавным способом», – сказал Олег Карпович.

Он также отметил, что у К-3 хорошая положительная плавучесть, но на всякий случай на субмарину установили дополнительные понтоны. Это сделано для безопасности, все-таки лодка «пожилая». До выборгской акватории корабль пойдет по одному из двух маршрутов, по какому именно – принимает решение старший капитан буксиров в зависимости от обстановки. Один из маршрутов длиной 67 миль, другой – 95. Скорость лодки при буксировке составляет 2-4 узла. Быстрее нельзя, чтобы не оторвало понтоны. В Финском заливе есть только две подходящих точки, где «Атлант» может принять свой груз, поэтому и понадобилось отправить лодку к Выборгу. Дело в том, что требуется глубина не менее 18 метров, чтобы принять на борт баржи массивную субмарину.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Когда лодка прибудет в точку погрузки, с нее будут сняты понтоны. Для нас самыми сложными станут два дня, когда она будет стоять без понтонов в открытом море, – продолжает Карпович. – И подъем подлодки из воды с полупогружной баржи беспрецедентен. Команда «Острова фортов» выступила интересным партнером. На этом проекте были объединены военные и гражданские проектанты и инженеры. Как выяснилось, у нас совершенно разный опыт, но, объединившись, мы для себя открыли много нового».

По прибытии в выборгскую акваторию К-3 установят на закрепленной с помощью «мертвых якорей» погружной барже «Атлант». Это единственное в России судно, подходящее для перевозки корабля такого размера, как «Ленинский комсомол», и способное поднять его до уровня причала в порту выгрузки.

«Из Выборга баржу «Атлант» с лодкой на борту отбуксируют до морского терминала «Моби дик» в Кронштадте. Предварительно еще на борту «Атланта» будут произведены работы по распилу прочного корпуса К-3 на две части. Потом начнется выгрузка на причал. Далее с помощью самоходных осей части лодки по суше перевезут в музей», – продолжает Карпович.

Эксперт также обратил внимание, что лодку можно было перевести по суше целиком, но это значительно увеличило бы масштаб работ по разбору дорожных конструкций и привело бы к коллапсу транспорта в Кронштадте.

Добавим, что части лодки соединят вместе уже в музее.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

История легенды

В 1952 году советские ученые представили в правительство предложение об использовании атомной энергии на подлодках. В том же году Сталин лично подписал постановление по созданию первой советской атомной подводной лодки (АПЛ). 35 научно-производственных предприятий и 80 заводов приняли участие в работе над проектом. Основным разработчиком выступило ленинградское специальное конструкторское бюро №143 (ныне морское бюро машиностроения «Малахит»).

Предстояло проделать колоссальную работу. Надо понимать, что первый опытный атомный реактор в Советском Союзе запустили лишь в 1947 году.
Создателям первой советской АПЛ пришлось решать множество инженерных проблем, многое создавать фактически с нуля. Скажем, глубина погружения должна была составить 300 метров, но в то время военные субмарины работали максимум на глубине 200 метров. Атомный реактор значительно повышал скорость корабля, что потребовало создания новой марки стали. К слову, ее разработка тоже шла в Ленинграде.

Конструктор АПЛ 1-го и 2-го поколений СПМБМ «Малахит», один из участников разработки первой советской АПЛ Радий Шмаков в интервью «Петербургскому дневнику» от 2016 года рассказывал, что впервые на подводном флоте проект АПЛ предполагал улучшение условий обитаемости.

«К примеру, офицеры размещались в 1-, 2- и 4‑местных каютах. На подлодке также имелась кают-компания для экипажа. Внутреннее убранство лодки отличалось пышностью. Мебель была выполнена по спецзаказу из ценных пород дерева, при этом в случае необходимости могла трансформироваться для выполнения практических функций», – говорил тогда Радий Шмаков.

АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» по проекту 627 стала первой советской атомной подлодкой (и третьей в мире). Субмарина была спущена на воду в октябре 1957 года.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Первые шаги

Первый выход в море выявил «детские болезни» корабля. На К-3 держался повышенный радиоактивный фон. На тот момент это считалось неизбежным злом. Впоследствии лодки этой серии строились по доработанному проекту 627А. Всего было построено 13 кораблей серии.

«Ключевое отличие наших лодок от американских было в том, что они были «напряженные». Мы сразу задали большие мощности и давление, поэтому почти все наши подлодки – скоростные, – рассказывал Радий Шмаков. – Ввиду этого поначалу металл не держал – были микротечи и повышенный радиоактивный фон. Потом использовали другие материалы, в том числе титан, и проблема была решена».

Покорить Северный полюс

В июле 1962 года впервые в истории Советского военно-морского флота К-3 под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова совершила первый длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, прошла точку Северного полюса Земли и совершила всплытие.

Лев Жильцов позже вспоминал: «Толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. Вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело». На самом высоком ледяном торосе моряки установили флаг Советского Союза.

На родине подводников встречали как космонавтов. Никита Хрущев ждал моряков на берегу и лично вручил звезды Героев руководителю исторического похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру К-3 Льву Жильцову и инженер-капитану 2-го ранга Рюрику Тимофееву. Остальные члены экипажа получили медали.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Тревожный сигнал

История К-3 неразрывно связана как с героическими, так и с трагическими страницами подводного флота. Так, в сентябре 1967 года штаб дивизии атомных подводных лодок в Гремихе получил сигнал о пожаре на К-3. Та авария унесла жизни 39 подводников. Позже экспертная комиссия выяснила, что пожар начался из-за прорыва в одном из узлов системы гидравлики в торпедном отсеке. Только благодаря умелым действиям экипажа и уникальным характеристикам, заложенным конструкторами в К-3, удалось избежать детонации торпед с ядерной начинкой.

Основа экспозиции

В 1991 году К-3 была выведена из состава Северного флота. В 2005 году ее доставили на завод «Hерпа» в Мурманской области. В 2007 году с подводной лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него установили муляж реакторного отсека. Долгие годы легендарная первая советская АПЛ ждала того часа, когда займет свое законное место в музее. И вот этот момент пришел. Уникальный корабль станет ключевым экспонатом Музея военно-морской славы проекта «Остров фортов».