Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как восстанавливали черепицу для Федоровского городка

В Царском Селе продолжается реставрация Федоровского городка. В беседе с «Петербургским дневником» специалисты рассказали, как шла работа над воссозданием керамической черепицы
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Скрупулезная реставрация сохранившихся исторических интерьеров и экстерьеров зданий – искусство высшей пробы. А вот точное воссоздание утраченных предметов – это уже сродни волшебству.

Особенно это касается всего, что связано с керамикой. Ведь для того, чтобы новые изделия ничем не отличались от старых образцов, нынешним мастерам приходится не столько разгадывать секреты умельцев прошлого, сколько пытаться научиться смотреть на мир их глазами. А в реставрационной мастерской «АртКорпус» приходится порой еще и самим заново «изобретать велосипед».

300 оттенков бирюзового

А ведь кажется, что в этом деле все давным-давно уже изучено, проверено и испытано. «Керамика – это такая сложная история, где очень важны и цветоощущение художника, и соблюдение химических процессов, и знание физики высоких температур, но без какого-то наития все это может оказаться бесполезным, – делится руководитель цеха керамики мастерской «АртКорпус» Наталья Лашхия. – Кажется, что ты уже приблизился к оригиналу, еще чуть-чуть и… И на то, чтобы сделать последний шажок, могут уйти месяцы напряженной работы, пока тебя, что называется, не осенит. Но даже если на отдельных пробниках наконец получилось добиться нужных цвета и качества глазури, то в процессе производства керамика опять запросто может подложить свинью».

И чтобы добиться желаемого результата, иногда приходится вообще все начинать сначала. Как, например, в случае с изготовлением керамической черепицы для Федоровского городка (в Царском Селе), реставрация которого сейчас идет полным ходом. Сохранившиеся пластины были в плохом состоянии – на многих из них облупилась глянцевая глазурь, поэтому их демонтировали. Кроме того, архивные изыскания показали, что изначально керамической черепицей был покрыт весь городок, а не отдельные здания, как было до нынешней реставрации. Поэтому подрядчик поручил «АртКорпусу» изготовить все необходимое количество черепицы. А это около 40 000 пластин!

«Главные сложности заключались не в объеме производства, а в специфическом цвете глазури сохранившихся образцов, – делится Наталья Лашхия. – Основной фон – бирюза. Но ее оттенки на разных пластинах «гуляли» в огромном диапазоне – от зеленого до синего. Кроме того, сама керамика имела вкрапления, как будто при ее изготовлении к ней подмешали мусор. Повторить все это мне казалось делом невозможным. Но когда имеешь дело с историческим объектом, аутентичность изготавливаемых предметов должна быть полной, чтобы не было эффекта «вставных зубов». А вдруг когда-нибудь потребуется установить на кровлю часть «родной» черепицы?»

Выяснить же рецепт изготовления было не у кого: на сохранившихся образцах не было никаких клейм, а документов о производителе пока найти не удалось. На колдовство с поиском «гуляющего» цвета и «грязной» фактуры у Натальи ушло около полугода. В ее кабинете до сих пор часть стены занимает внушительная «палитра» с кусочками керамики, каждый из которых является очередной ступенечкой к поставленной цели. Но когда до нее уже было, как говорится, рукой подать, Наталья поняла, что зашла в тупик.

«Я увидела, что применяемая мной технология исчерпала себя, – признается Наталья. – И тогда стала придумывать с нуля новый рецепт. И придумала! И тот кусочек бирюзовой керамики с точками и крапинками, который во всем совпадает с историческим образцом, теперь для меня как драгоценность. А придуманный мной рецепт – теперь секрет нашей мастерской».

Между прочим, для производства черепицы «АртКорпусу» пршлось заказывать несколько десятков тонн глины из Донбасса, потому что имеющаяся в Ленинградской области не подходит для такого производства.

Забудьте про 3D-принтер

В процессе работы возникла еще одна непредвиденная сложность: подрядчика смутил тот самый разброс оттенков основного цвета черепицы. Но «АртКорпусу» удалось ему объяснить, что таково свойство материала, которое мастера прошлого умели эффектно использовать в своих целях. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), кстати, поддержал реставраторов. И теперь кровля Федоровского городка радостно переливается всеми оттенками бирюзы, как и почти сто лет назад.

«В мире вообще наблюдается процесс, когда с каждой реставрацией объекты становятся все «причесаннее» и «ровнее», – делится Наталья Лашхия. – Но это же неправильно. И особенно это относится к изделиям из керамики. Если их изготавливать так, как будто они вышли из 3D-принтера, они будут смотреться бездушно, как кафельная плитка в ванной. Ведь керамику можно сравнить с живым существом».

Подобный же прием был использован мастерами «АртКорпуса» и при реставрации кровли на соборе Василия Блаженного в Москве: там тоже пришлось изготавливать керамическую черепицу с «гуляющим» цветом, чтобы она полностью совпадала с сохранившимися образцами. «И нашу черепицу не отличить от исторической, – подчеркивает Наталья Лашхия. – По-моему, это здорово, и в первую очередь для самого собора».

Кстати, на сохранившейся черепице остались и клейма, указывающие на время ее изготовления, – 1979 год. По мнению Натальи Лашхия, видимо, собор реставрировали в преддверии Олимпиады. И советские мастера, без сомнения, тоже бережно сохранили старинную уловку с цветом.

Хрупкая вселенная

А вот при воссоздании интерьеров покоев семьи Николая II в Александровском дворце мастерам «АртКорпуса» уже пришлось ориентироваться не на образцы, а на результаты историко-архивных изысканий, которые проводило архитектурное бюро «Студия 44». Ведь внутреннее убранство этих помещений не сохранилось. Причем, судя по некоторым данным, кое-какие элементы уникальных интерьеров все же уцелели после войны (например, в знаменитой Мавританской гостиной), но потом все это куда-то исчезло. И поэтому о великолепии Сиреневого будуара Александры Федоровны или личного кабинета государя оставалось судить только по архивным записям, фотографиям, сделанным в начале ХХ века, и небольшим кусочкам керамики, обнаруженным в перекрытиях при снятии полов.

«Это задание тоже было очень сложным, но и очень увлекательным, – отмечает Наталья Лашхия. – Ведь мы воссоздавали то, что давно уже не существовало. Зато теперь та же Мавританская гостиная – это настоящий праздник керамики. В Александровском дворце вообще то, что ее касается, – это на 90 процентов наша работа. И самое для нас ценное, что наши усилия получили, так сказать, «высочайшее одобрение». Оказывается, существует огромный фан-клуб династии Романовых. Он, по большому счету, состоит из молодых людей. Но я была поражена объемом их знаний и степенью погруженности в тему. Они даже знают, какой формы чернильница стояла на столе Николая II. Так вот эти ребята писали мне лично, что они в восторге от нашей работы».

Стоит отметить, что при этом мастерская «АртКорпус» и цех керамики совсем не похожи на какие-то масштабные производства. Все как раз наоборот. Например, по словам Натальи Лашхия, в своей керамической «епархии» ей приходится быть одновременно и художником, и технологом, и руководителем, и менеджером, и отделом кадров. Ведь штат самой мастерской небольшой, поскольку объем работ зависит от каждого конкретного проекта. «Конечно, многое зависит от умения подобрать при необходимости хороших сотрудников, – отмечает Наталья. – Например, у нас прекрасно себя проявил Илья Белецкий – пожарный, погибший при тушении пожара на «Невской мануфактуре». Мне почему-то кажется, что лучшие керамисты получаются как раз из пожарных: наверное, потому, что они умеют общаться с огнем…»

Кстати, об умении и способностях. Хотя разработанные в мастерской рецепты изготовления керамики являются, так сказать, интеллектуальной собственностью «АртКорпуса», здесь проводятся мастер-классы и экскурсии для всех желающих в прямом смысле слова прикоснуться к керамическому волшебству. «Ведь керамика – это просто отдельный увлекательный мир. Нет, я бы даже сказала, целая вселенная», – признается Наталья».

ФАКТ

Мастерская «АртКорпус» принимала участие в оформлении интерьеров станций метро «Дунайская» и «Проспект Славы», а также в реставрации Морского собора в Кронштадте.