Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Режиссер Театра на Бронной Константин Богомолов: «Я очень жесткий человек…»

В Петербурге завершились первые большие гастроли московского Театра на Бронной. Его художественный руководитель Константин Богомолов рассказал, что значит для него этот приезд, как он реанимировал театр и в чем заключается уважение к классике
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Константин Богомолов, который в 2019 году стал художественным руководителем Театра на Малой Бронной, не скрывает: эти гастроли в таком важном для культуры, страны и для него лично городе очень важны.

«Мы сильно волнуемся, но одновременно ужасно рады. Я помню, как первый раз вышел на сцену Александринского театра, увидел это золото, этот бархат и эту роскошь, прошёл по всему театру… И это было невероятное счастье…» – признался он.

Режиссер считает, что сейчас его задача гораздо сложнее. Если прежде он приезжал в Петербург, чтобы поставить «Преступление и наказание» в театре «Приют комедианта» или «Славу» в БДТ, то теперь он в ответе за весь коллектив и весь репертуар.

«Конечно, это совсем другое ощущение, когда ты отвечаешь не за один спектакль, а презентуешь некий менеджерский проект, коллектив. Когда понимаешь, что вместе с руководством театра и партнерами ты отвечаешь за целостное впечатление. Потому что гастроли – это один большой спектакль», – подчеркивает он.

Создать команду

Константин Богомолов не скрывает: когда он впервые после назначения пришел в Театр на Малой Бронной, то увидел там настоящий развал. Здание требовало ремонта, техническое оснащение устарело, билеты расходились плохо. Да и сама труппа, где большая часть артистов и сотрудников работала по бессрочным контрактам, энтузиазма не вызывала. «Я сразу диагностировал состояние – это катастрофа», – вспоминает он.

Режиссер уверен: до такой жизни театр довела излишняя мягкость его прежних руководителей. Поэтому миндальничать он не стал, но и рубить с плеча тоже. Собрал коллектив, обрисовал картину и предложил решать проблему всем вместе.

На формирование новой команды и репертуара ушло два года. И почти все это время сам он за постановки не брался, потому что «привык работать в натренированных коллективах».

Он пригласил в театр Игоря Миркурбанова, Александру Ребенок, других звезд, с которыми работал раньше. Заменил прежних молодых актеров на других, провел внутреннее расследование и уволил прежнего директора.

«За три сезона театр дал 14 премьер, на 90% созданных на внебюджетные средства. При зале в 470 мест мы стали лидерами продаж билетов в Москве», – констатировал худрук.

Простой выбор

По словам Константина Богомолова, выбрать спектакли для показа в Петербурге было нетрудно. «Нам показалось правильным осуществить отбор по простому принципу: привезти самое свежее. Наша задача была презентовать театр в его нынешнем обновлённом состоянии», – отметил он.

Режиссер признался: «У меня есть внутреннее ощущение, что сегодня нужно рассказывать истории. Этого не хватало, чтобы вернуть зрителей в театр». И сообщил: «Я обозначил три линии».

Первая – это психологический театр, образчиком которого стала «Таня». «Мне очень нравится история с «Таней», она находит отклик и очень востребована», – заявил он.

Вторая – яркий театр, условно называемый шоу. Пример такого театра – спектакль Александра Молочникова «Платонов болит» по Чехову. Он сообщил, что не является его поклонником, но в то же время отмечает, что этот молодой режиссёр имеет энергию, знает, чего хочет, умеет этого добиваться и получает зрительский успех.

И третья – это театр, который он назвал «концептуальным». «Это мой концептуальный театр, когда я переписываю классические тексты или вообще полностью их переделываю», – сказал он. Пример – «Гамлет in Moscow», поставленный им при участии Эдгара Закаряна.

Пьеса – не священный текст

К пьесе «Таня», где рассказывается история юной девушки, ради любимого мужа бросившей университет и отказавшейся от себя самой, Богомолов подошел уважительно и нежно, позволив себе лишь сократить текст Алексея Арбузова.

«Была задача вытащить из этой пьесы чистую, лирическую, человеческую историю, сохранив какой-то дух времени, но не в прямом его выражении», – пояснил он. И подчеркнул: «Важно, как отнеслись наследники. А они – и дочь, и сын Арбузова были три раза на спектакле, приводили своих знакомых, им понравилось».

Обратная история с «Гамлет in Moscow», где действие перенесено в современную Москву. Сам Гамлет – сын бизнесмена еврейского происхождения по фамилии Гамлетман, а Призрак его отца носит красный спортивный костюм Bosco.

Режиссер в таком прочтении Шекспира не видит ничего крамольного. «Видали мы и сокращения Чехова, и кого угодно. Это естественно, это нормально. Пьеса – это не евангелический текст, не священный текст. Это материал, с которым ты работаешь и с которым ты вместе с командой лепишь уже сценическое действие».

Богомолов считает, что прочтение классики через призму современности было популярно всегда. И в пример приводит Всеволода Мейерхольда и «Доходное место» Марка Захарова, которое в советское время было закрыто, потому что слишком буквально говорило о современности.

Режиссер вспомнил, что однажды даже великий Олег Табаков, который участвовал в его спектакле, так переживал по поводу его вольностей в пьесе Виктора Розова «Год, когда я не родился», что даже собрал худсовет. Точку поставили наследники драматурга, которые встали на защиту спектакля и сказали: «Вы знаете, а по духу всё правильно, по духу всё так».

«Уважение к классике заключается не в том, чтобы ходить в камзолах, а в том, чтобы размышлять в процессе создания вместе с актёрами над тем текстом, который тебе дан. Размышлять, приходить к своим выводам, своим ощущениям, пытаться найти в себе отклик на это, найти отклик на этот текст в современности», – убежден Константин Богомолов.

О таланте и успехе

По словам режиссера, следующий сезон театр будет строить по этим трем направлениям. Сейчас в портфеле Богомолова как минимум семь названий, которые он хотел бы поставить.

Он по-прежнему продолжает писать стихи и тексты для театра. И вспоминает, что никогда не чурался работы и много пахал. И хотя уже ставил спектакли в различных театрах, еще лет пять бегал и просил взять себя на работу.

Отвечая на вопрос о границах дозволенного для себя лично, режиссер подчеркнул, что никогда в его спектаклях не будет насилия над живым существом. Он рассказал, что однажды на спектакле «Преступление и наказание» в Италии он хотел показать на сцене таракана, поместив его в стеклянную коробку квартиры старухи-процентщицы. Сначала зрители должны были наблюдать за ним. А потом его предполагалось раздавить.

«Но не поверите, воспротивилось итальянское общество защиты животных», – сказал он, допуская, что это, возможно, к лучшему.

А вот упреки по поводу голых тел на сцене ему слышать обидно. По словам режиссера, он раздел артистов, может быть, раза полтора в жизни.

«Лев Абрамович Додин раздевает их с регулярностью раз в год. А я полтора раза за 20 с лишним лет. Так что можно переместить мишень на него», – шутит он.

Режиссер уверен, талант, безусловно, важен, без него ничего не состоится. Но 99% – это характер, способность выживать, терпеть, быть одному. Я все время помню, как Андрей Гончаров (режиссер, учитель Богомолова – «ПД») сказал: «Понимаете, все, что вы делаете, нужно только вам». Он был фантастически требователен к себе. И такие же требования предъявлял к другим».

Себя он считает не больше, чем человеком, который пытается что-то нащупать. Говорит, что в его жизни были и кризисы, и проблемы. И все свои недоработки он хорошо видит и знает.

«Если что-то получалось, это счастье. Но это уже перевернутая страница. Надо работать дальше», – уверен он.