Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Екатерина Беляева: «Электрические цепи – моя любимая тема»

17-летняя Екатерина Беляева идет в 11-й класс Академической гимназии № 56. Девушка серьезно увлекается физикой и свой школьный проект создавала уже в Ресурсном центре СПбГУ
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Совсем скоро 1 сентября. Знаем, что у вашей гимназии есть особая традиция…

– Да, в День знаний все ученики собираются в «Сибур Арене» на большом празднике, приуроченном к началу учебного года. Это гимназическая традиция, которую я помню всю свою школьную жизнь. А поскольку я с раннего детства занималась бальными танцами, постоянно там выступала! Сейчас я оставила танцы в прошлом по совету медиков и из-за предстоящей загруженности в школе. Эта осень будет довольно загруженной: курсы по математике, физике, а еще я готовлюсь к автошколе.

– Расскажите, а как случилась такая любовь к физике.

– Все началось в 7-м классе, когда я только приступила к изучению этого предмета. И сразу вам скажу: сначала я терпеть не могла физику! Какие-то формулы, я ничего в них не понимаю... Да, у меня была пятерка по этому предмету, но эта наука совершенно меня не привлекала. Все изменилось в 8-м классе, когда мы проходили тему электрических цепей. Я не понимала толком, о чем идет речь, и решила досконально в теме разобраться. И мне так понравилось! Я стала не просто зубрить формулы, а поняла, как это работает на практике. В начале пандемии коронавируса зашла на «Сириус курсы» – бесплатную платформу для образования и нашла там дополнительные курсы по цепям. Так я окончательно попала в мир физики, хотя и не предполагала, что когда-то буду ей заниматься. До сих цепи – моя любимая тема из всех, что я когда-либо изучала.

– Ваш проект, который вы разрабатывали в Ресурсном центре СПбГУ, связан с самолетами. Почему решили исследовать эту тему?

– Самолеты и причина их полета в школьной программе затрагиваются косвенно. Во время подготовки индивидуального проекта в школе нам предложили поработать с ресурсным центром СПбГУ, на их оборудовании вместе с аспирантами. И предложили список тем. Когда я увидела тему про подъемную силу крыла самолета, поняла, что немного в этом разбираюсь! Наверное, для девочки это необычно… Решила: пойду и сделаю! К слову, я боюсь высоты… Так физика помогла преодолеть мне страх. Когда ты понимаешь, как летит самолет и что, условно, он не упадет стремглав вниз, жить становится спокойнее. К слову, на самолете я впервые полетела в 12 лет – на смену в «Артек».

– А в «Артек» как попали?

– Мы ездили туда с танцевальным коллективом. На самом деле в «Артеке» очень большая нагрузка – нет такого, что ты отдохнул и полностью расслабился от школы. Постоянно занят в творческих номерах, выступаешь, а следом готовишь новый номер. Зато в «Артеке» очень красиво, лагерь поражает. А еще я была в нашем «северном Артеке» – лагере «Зеркальном» в 8-м классе на математической смене.К слову, все наши математические классы 8-х и 9-х параллелей до коронавируса ездили на смену в «Зеркальный». Как была устроена смена? Это смесь математики и математических игр для школьников.

– Уже решили, куда хотите поступать?

– Выбираю между Москвой и Петербургом. В Москве самые лучшие вузы – МГУ или МФТИ, а в Петербурге, наверное, СПбГУ.

– Кем вы себя видите?

– Либо физиком-экспериментатором, либо физиком-теоретиком как герои сериала «Теория большого взрыва». Я смотрела его в 6-м классе – он мне очень понравился, смешной и при этом серьезные темы поднимает. А еще он одновременно подтверждает и опровергает разные стереотипы о физиках. Какие есть мифы о физиках? Они сидят всю жизнь в лаборатории и ни с кем не общаются, не ухаживают за собой. Я слышала это даже от друзей! Когда видят меня, девочку, все переспрашивают: а ты точно хочешь быть физиком? Думаю, лучше всего бороться со стереотипами личным примером. А я еще и отличница, о них стереотипов тоже достаточно. Они не обязательно сидят дома и не общаются с друзьями! Да, я провожу много времени за учебой, но это только часть моей жизни. Но на уроках мне часто хочется порешать задачки не по теме и не из курса школьной физики. Одноклассники иногда хихикают, спрашивают: «Тебе не надоедает решать задачи еще и на перемене?»

– Шелдон – главный герой «Теории большого взрыва» изучал теорию струн. А тебе что интересно в физике больше всего?

– Да, это очень серьезная тема. В физике есть две главные теории: квантовое строение мира или теория струн – две точки зрения микростроения вселенной. И у каждого ученого свое мнение. Досконально я буду разбираться с этим уже в университете. Меня притягивает физика мелких частиц, изучают ее на адронных коллайдерах.

– Кем видите себя через 15 лет?

– Ученым, защитившим диссертацию, который имеет вес в научном обществе, авторитет среди коллег.

– Что хотите увидеть в научном Петербурге в будущем?

– Научное пространство о физике, чтобы показать, что это совсем не страшный предмет. Страхи идут из детства: многие испытали негативный опыт, который на всю жизнь сохранился. Якобы физика математика – это скучно и сложно. Чем больше будем показывать такие базовые вещи на практике, тем меньше будет антинаучных вещей.

БЛИЦ

– Любимая книга?

– «Унесенные ветром». Это история о любви и гражданской войне в США. Контекст более серьезный и глубокий, чем кажется на первый взгляд.

– Любимый фильм?

– «Интерстеллар». Это одновременно фантастика, базирующаяся на околонаучных вещах, где есть соприкосновение с общей теорией относительности, и история про взаимоотношения между людьми.

– Место силы?

– Любое место, где я нахожусь с друзьями и близкими. Именно они наполняют меня радостью и энергией. А еще мне нравится моя Петроградка: туристов не так много, как в центре, и рядом гимназия.

– С кем хотели бы встретиться?

– Кумира у меня нет. Я хотела бы спросить разных известных физиков о том, правда ли, что гениями рождаются, а не становятся. Среди них точно были бы Эйнштейн, Ландау, Хокинг, Резерфорд.

– Мечта?

– Быть счастливой.

– Жизненный девиз?

– Приведу вам цитату Петра Капицы: «Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера».