Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Тамила Старнакова: «Метафорический язык искусства и вау-эффект»

13-летняя Тамила Старнакова не считает себя художником, однако за ее плечами минимум два совсем не детских проекта, которые заставят задуматься многих взрослых. Современное искусство для нее – это не нечто скучное и непонятное, а действенный способ довести человека до вау-эффекта. Ей есть что сказать, поэтому лучшие проекты только впереди
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Как получилось, что твоим хобби стало современное искусство?

– В сентябре 2021 года я пришла в Академию талантов, чтобы заниматься журналистикой, однако педагог этого направления Владимир Пирогов рассказал, что будет вести еще одну образовательную программу «Новые медиа в искусстве», которой раньше не было. Там можно будет научиться продвигать медиапроекты, изучать теорию искусств, фотографию. Также будет возможность поработать с художниками, галеристами и другими интересными людьми. В итоге я решила ходить и на «Новые медиа», и на журналистику.

– Почему тебе интересно именно трудно понимаемое современное искусство?

– Классическое искусство мне тоже интересно, но современное нравится тем, что оно дает возможность рассказать о какой-то проблеме не прямым текстом, а метафорически, чтобы человек задумался и испытал вау-эффект, сделал какое-то открытие. Кроме того, в объектах современного искусства каждый человек видит что-то свое.

– Ты участвовала в разработке проекта NoseInvest, ради которого распечатывала носы разной формы на 3D-принтере. Это про навязывание стандартов красоты?

– NoseInvest – это название вымышленной корпорации, которая изготавливает носы на любой вкус. Человек, недовольный своим носом, вместо того, чтобы проработать комплекс и принять себя, может просто купить новый, который больше соответствует современным канонам красоты.

Изначально у моей напарницы Ксении Криволаповой была идея посвятить проект комплексам. Мы не сразу поняли, какой дорогой идти, но в разговорах выяснилось, что у нас обеих есть комплексы, связанные с носами. Мы стали думать в этом направлении и решили, что эту «проблему» в проекте надо гиперболизировать. Мы хотели, чтобы люди задумались о своих комплексах, но под другим углом. Вот нос можно купить, но стоит ли это делать? Действительно ли вы хотите изменить свой нос? Сделает ли это вас лучше?

Мы подготовили концепцию проекта, видеоряд и несколько носов на выбор: прямой, курносый, горбатый и «картошкой».

– Ты еще комплексуешь из-за носа?

- К моменту, когда мы начали делать проект, я уже активно занималась самокопанием и пыталась как-то побороть этот комплекс. В процессе работы мы много душевно разговаривали, и на данный момент могу сказать, что по крайне мере мне проект Noseinvest помог справиться с комплексом.

– Проект «На счастье» ты уже готовила самостоятельно. Расскажи, зачем ты оклеивала кубы осколками зеркала и что означает сопровождающий это видеоряд, где что-то льется и капает?

– Этот проект связан с моей травматичной эмпатией. Я давно заметила, что слишком близко чувствую переживания другого человека. Иногда я буквально зацикливаюсь на том, как решить чужую проблему, как будто она моя. Если подруга по пути в школу рассказывает мне о своих проблемах, то у меня может испортиться настроение на весь день. При этом мне надо как-то переживать еще и свои проблемы.

Я решила, что зеркало может стать прекрасной метафорой моего состояния, ведь оно тоже невольно отражает все, что видит. После негативной информации я чувствую себя разбитой, поэтому и для инсталляции решила разбить зеркало. Поскольку мне с детства говорили, что если что-то бьется, то это на счастье, то и над названием проекта мне долго думать не пришлось.

Изначально я планировала, что осколки зеркала будут на полу, но оказалось, что это нарушает технику безопасности, поэтому решила клеить осколки на кубы. Зеркало мы с тьютором проекта били в саду Центра медиа искусств: завернули в ткань, отошли на несколько метров и бросали разные предметы. Было неловко, казалось, охрана выйдет на шум. Клеить осколки к кубам было сложно, но в итоге получилось эффектно.

– Судя по проектам, в которых ты участвовала, ты и рисуешь, и папье-маше умеешь делать, и бисером плетешь, и видео снимаешь, и 3D-моделирование тебе под силу. А что тебе нравится больше всего?

– Ну видео готовил наш видеограф, с 3D-моделированием мне тоже помогали. Если я пойму, что эти навыки мне необходимы, то обязательно их изучу, сейчас же мне интереснее делать что-то руками, особенно рисовать и плести бисером. Мне интересно фотоискусство, снимок – прекрасный способ отразить настроение и состояние. Но еще больше мне нравится разрабатывать и формировать какую-то концепцию, которая заставит людей задуматься.

Также мне интересно кураторство и организация выставок, поэтому в новом учебном году я буду ходить на занятия по искусству экспозиции. Там я и другие академики (учащиеся Академии талантов – Ред.) будем учиться формировать выставки для музеев и галерей, а также углубимся в историю искусств.

– А кем ты себя видишь в будущем: художником или галеристом?

– Я, конечно, не могу назвать себя художником с большой буквы, но я все же поняла, как им быть. Сейчас мне очень интересно попробовать себя именно в качестве куратора, галериста. В будущем мне бы очень хотелось поработать в галерее, в идеале – в своей.

– Как твои друзья и родители относятся к твоему увлечению современным искусством?

– В семье никто особенно не понимает, чем я занимаюсь, но все поддерживают. Моя мама только к выставке, на которой я представила проект NoseInvest, осознала, насколько все серьезно. Мой проект ее рассмешил, и она сказала, что не ожидала таких «недетских» тем на выставке.
Друзья, которые не ходят в Академию талантов, меня слушают, но, мне кажется, не слышат, да и углубляться в искусство не хотят. На моих выставках они не были. Иногда у меня создается впечатление, что нам просто не о чем разговаривать. Я даже задумалась, друзья ли они мне. Это все немного грустно, но у меня есть лучшая подруга, которая сама хотела ходить на «Новые медиа», но не смогла и сейчас поддерживает все мои проекты. И, конечно, у меня много друзей в Академии.

Учителя в школе реагируют по-разному. Я попала в Академию талантов во многом из-за классного руководителя, она активно призывает школьников посещать внеклассные занятия, чтобы всесторонне развиваться, чтобы стать интересными людьми. Она может пораньше отпустить меня с урока, чтобы я успела в Академию, за что я ей очень благодарна. Однако есть учителя, которые считают, что сначала школа, а потом все остальное. Им кажется, что если бы я не ходила в Академию, то лучше справлялась бы с уроками, но это не так. У меня есть подруга, у которой 13 видов внешкольной деятельности, при этом она отличница. Я же и до Академии не слишком углублялась в неинтересные для себя предметы, просто балансировала так, чтобы не скатиться на тройки.

– Сколько времени ты тратишь на Академию?

– Раньше ходила два раза в неделю по четыре часа. В этом году нагрузка точно возрастет. Если будет очень сложно, то какие-то занятия придется оставить, однако пока я надеюсь все успеть.

– После года в Академии талантов современное искусство, которое демонстрируется в музеях Петербурга, стало тебе понятнее?

– Да. В 2020 году я впервые попала в музей «Эрарта» и почти ничего не поняла. Спустя год я осмотрела экспозицию более анализирующим взглядом и поняла хоть и не все, но гораздо больше, чем в первый раз. Надеюсь, когда-нибудь смогу понять больше.

БЛИЦ

– Любимая книга?
– «Венеция не в Италии» Ивана Кальберак. Это роман в формате личного дневника одного юноши с его подростковыми переживаниями. Возможно, виновата моя эмпатия, но очень многое мне оказалось близко.

– Любимый фильм?
– Один выбрать трудно, поэтому назовут два. «Коко до Шанель» мне нравится, потому что моя мама стилист-парикмахер, она часто ходит на модные показы, пока без меня, потому что я несовершеннолетняя. Надеюсь, скоро это изменится, потому что тема моды мне тоже интересна. Второй любимый фильм –«Чарли и шоколадная фабрика». В нем меня очень тронуло то, что мальчик обрел нового члена семьи.

– Место силы?
– Таврический сад. Мы с друзьями часто проходим сквозь него по пути от Центра медиаискусств. Я обсуждала там очень много важных тем, там играют уличные музыканты и там очень красиво. Если я там одна, то я задумываюсь о чем-то важном и часто прихожу к выводу, который меня только радует.

– С кем хотели бы встретиться?
– С Клодом Моне. Это мой любимый художник, мне было бы очень интересно узнать его взгляды на живопись и вообще искусство. Конечно, в интернете о нем много информации, но, возможно, что-то он бы опроверг.

– Жизненный девиз?
– Наверное, это смешно, но это цитата Ольги Бузовой: «Никогда ничего не бойтесь, жизнь – одна, кайфуйте». Просто я иногда страдаю синдромом отложенной жизни, а эта фраза возвращает меня к реальности. Еще я участвую в школьном КВН и один раз играла там Ольгу Бузову, и, да, я тоже не умею петь.

- Мечта?
- Открыть свою галерею. Не только для того чтобы устраивать выставки, потому что галереи притягивают людей с особым вайбом, взглядами, умением говорить. Мне хочется находиться в обществе таких людей как можно чаще.

Закрыть