Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как урегулировать эксплуатацию лошадей в Петербурге

По правилам лошади могут находиться всюду, где отсутствуют запрещающие знаки
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Конные прогулки – украшение туристического Петербурга, но они же становятся головной болью и для полиции, и для уборочных предприятий, и, главное, для самих туристов и местных жителей. После очередного инцидента на Вознесенском проспекте горожане создали петицию с требованием взять под строгий контроль, запретить или ограничить конные прогулки или поездки на каретах в центре города, а также ввести штрафы для нарушителей. Петиция пока собрала только двести голосов, но даже если наберет двести тысяч, удовлетворить требования будет не так-то просто. Лошадей защищает федеральное законодательство.

Об инцидентах

Последнее происшествие с участием лошади лишь чудом не закончилось трагически. Виноваты в нем были многие, и меньше всех сама лошадь, которая вечером 13 августа испугалась салюта и понеслась. Она промчалась от Исаакиевской площади до Витебского вокзала, успешно миновав десяток светофоров, и остановить ее было некому. Просто чудом эта гонка обошлась без пострадавших, хотя пустая карета, которую лошадь протащила за собой три километра, успела задеть несколько автомобилей.

В Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности нам заявили, что новых материалов по этому делу нет и к ответственности пока никого не привлекли.

Ранее в объектив видеорегистраторов попадала всадница, устроившая прогулку по весьма оживленному перекрестку Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны. От машин она увернулась чудом. Два года назад на улице Белинского лошадь откусила нос прохожему, вздумавшему с ней целоваться. Тогда же имел место еще один инцидент на Исаакиевской площади: две всадницы пытались подъехать к парадному входу в Мариинский дворец, охрана их не пустила, завязалась потасовка.

Процессы с конями

На сайте ГАС «Правосудие» есть два судебных решения, связанных с «лошадиными» инцидентами.

В 2020 году Выборгский районный суд присудил выплатить компенсацию в 224 тысячи рублей за «Опель», разбитый в столкновении с жеребенком. Авария произошла на Дороге в Каменку, где по соседству находится конный клуб. Поскольку дорожных знаков «Выгул скота» здесь нет, водителя признали невиновным. Как выяснилось, коноводка доверила выгул лошади с жеребенком своим детям, а те подопечных упустили. Расследуя столкновение, полиция заодно выяснила, что конный клуб организует прогулки по Шуваловскому парку (по полторы тысячи за тур), но с 2015 года не делает лошадям прививки и не проверяет их на наличие инфекций.

Скорее всего, были и другие аварии, но обычно владельцы конюшен пытаются разрешить конфликт на досудебной стадии, чтобы не привлекать к себе внимание властей.

Стоит упомянуть еще один судебный процесс. Ему тоже два года, и здесь сотрудница крупной компании – сотового оператора судилась с работодателем из-за травм, полученных на корпоративе. Руководство организовало спартакиаду, включив туда же конную прогулку. Но лошадь неожиданно понеслась, карета проехала девушке по ногам, так что дело закончилось госпитализацией. На суде пострадавшая просила оформить травму как производственную, так как корпоратив проходил в рабочее время. Но проиграла. К слову, инцидент произошел не в городе, а в загородном клубе. Этот пример показывает: лошадь может испугаться чего угодно и где угодно. И чем меньше вокруг людей и дорогого имущества, тем лучше.

Лошадям – да, самокатам – нет

Конные перевозки давно пора отрегулировать, вот только никто не хочет этим заниматься. Почему – объяснил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев.

«Лошадь является полноценным участником дорожного движения, она имеет право находиться на проезжей части любой магистрали, если там нет специального знака, запрещающего движение гужевых повозок, – заявил «Петербургскому дневнику» депутат. – Правила дорожного движения – федеральный закон, корректировать который местные власти не имеют права. По сути, у лошади больше прав, чем у электросамоката, потому что последние в ПДД не прописаны. Сейчас опять поднялась большая волна возмущения, и я думаю, что мы наконец-то наведем порядок».

По словам Алексея Цивилева, для этого есть два пути. Первый – добиться внесения поправок в Правила дорожного движения, которые пропишут, что в городах крупнее 100 тысяч жителей появление крупного скота на дорогах общего пользования невозможно в принципе. В парках – пожалуйста. Если не удастся добиться такого требования для стотысячных городов, то будет необходимо сосредоточиться на городах федерального значения. Такой проект предлагал Минтранс пять лет назад, но идея так и осталась идеей.

Второй вариант – определить короткий список улиц, где появление лошадей не возбраняется, а на всех остальных повесить знак 3.8, запрещающий использование карет и телег. С точки зрения водителей такие знаки будут типичным визуальным мусором, это признают и сами депутаты. А главное – штраф за появление «под знаком» кареты совсем мизерный и не превышает 800 рублей. Но других способов навести порядок, не противореча правилам, нет.

«По негласному уговору кареты свободно возят туристов по Пушкинскому и Петродворцовому районам, а также по Дворцовой площади, – сообщил Цивилев. – Но их база находится на Митрофаньевском шоссе, откуда кареты с лошадьми добираются самоходом до туристических мест. Мне регулярно поступают жалобы на то, что наездники нарушают правила, а что мы можем сделать? Каждый раз, когда случается ЧП, оно объявляется единичным случаем, который явно не заслуживает того, чтобы ради него меняли законы».

Казалось бы, проще всего договариваться с владельцами. Но смогут ли владельцы договориться о чем-то с лошадью, которая чего-то испугалась?

Я не я, лошадь не моя

«Список улиц, где можно было бы разрешить конные прогулки, существует со времен губернатора Яковлева, – рассказал «Петербургскому дневнику» коновод Михаил Воробьев. – Тогда в него были включены основные городские магистрали и улицы возле Дворцовой площади. Год назад муниципальные депутаты Владимирского округа составили свой список: они предлагали разрешить кареты в центре, за исключением Михайловского и Александровского садов, Кировских островов и Петропавловской крепости. А еще заставить всех лошадников иметь какие-то профессиональные сертификаты и ветеринарные паспорта на коней. Сам я считаю, что таким покатушкам вообще не место в городе».

Есть еще одна проблема, добавил депутат Цивилев. До сих пор никто не может придумать, что делать с найденными в городе бесхозными лошадьми. Например, в прошлом году одну такую поймали в районе площади Конституции. Оказалось, что ее хозяин в тюрьме.

Лошадь не возьмут в приют «Велес»: он построен для диких зверей. Сто лет назад ее можно было доставить в милицию и определить на службу. Сейчас теоретически можно поставить лошадь на постой – это обойдется городу примерно в 15 тысяч рублей в месяц, потом продать с аукциона, но тогда и конюшню надо определить заранее, по конкурсу.

Если лошадь станет причиной серьезного происшествия, чреватого крупными исками, хозяину проще всего сделать вид, что он к этой лошади не имеет отношения. Доказать обратное, если животное не чипировано, по словам экспертов, почти невозможно.