Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Дорога на зарубежный рынок начинается с платформы

«Мой экспорт» помогает найти партнеров и составить договор

Экспорт товаров за рубеж – дело хлопотное, и без специальных знаний освоить такого рода технологию практически невозможно. Особенно сейчас, когда на смену одним цифровым сервисам приходят другие, а английский язык вытесняется китайским. На помощь российским и, в частности, петербургским бизнесменам пришел Российский экспортный центр, два года назад запустивший платформу «Мой экспорт».

Одно окно

Эта платформа помогает только тем, чей бизнес не связан с поставкой сырья, а значит, дает дорогу петербургским IT-специалистам, легкой, пищевой промышленности. Как и в России, первым шагом к сделке является участие в аукционе, и новая платформа помогает зарегистрироваться на участие и подготовить учетные документы. Партнером выступает АО «РОСЭКСИМБАНК», который проводит проверку документов экспортера, оценивает обеспечение и одобряет сделку. Найти покупателя и организовать выход на зарубежный маркетплейс ей также по силам. Сертификат свободной продажи портал готовит в течение 10 рабочих дней, а в ближайшее время появится возможность оформить ветеринарные сертификаты, например на корма.

Здесь же содержится информация о самых популярных логистических сервисах нужной страны, а для тех, кто предпочитает пользоваться услугами российской почты, уже составлен типовой договор, который можно заполнить прямо в Сети. Еще один партнер платформы – страховая группа «Эксар» обеспечивает предпринимателей страховкой.

В качестве бонуса экспортер получает возможность нарастить объем оборотных средств, так как НДС ему возместят из бюджета до окончания камеральной проверки. И ему не придется лишний раз обращаться в налоговую службу, потому что платформа действует по принципу одного окна.

Выставки и ярмарки

Зоной для экспорта становятся страны ЕАЭС – бывшие советские республики, страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Многие из них заинтересованы в российской продукции, но проблема наших предпринимателей в том, что они в основном осваивали ближайшие, европейские, рынки сбыта. Сейчас это невыгодно еще и по причине низкого курса евро. На платформе можно ознакомиться с аналитическими отчетами по разным странам и составить представление, в каком товаре там заинтересованы. Мало того, некоторые отчеты содержат контактные данные покупателей, и можно не вставая с кресла организовать рассылку. А можно заказать исследование – его сделают за деньги, но с прицелом на конкретную страну, конкретный продукт, конкретные условия сбыта.

Не все бизнесмены доверяют экспертам: многие предпочли бы лично держать руку на пульсе... если бы их научили этот пульс определять. И это авторы платформы предусмотрели, загрузив на нее несколько учебников по внешнеэкономической деятельности. Здесь, например, есть пособия, разъясняющие особенности работы с представителями разных культур, учитывающее особенности гендерного менталитета в африканских и восточных странах, а также систему кредитов и займов в мусульманских странах.

Лучшая международная реклама любого товара – это выставки и ярмарки. Учитывая это, составители платформы завели специальный раздел «Мероприятия» и регулярно обновляют календарь. Всем представителям малого и среднего бизнеса обещана 80-процентная скидка на производство и оформление стенда. Крупный бизнес тоже получает скидку, но 50-процентную. Регистрационный сбор, переводчик и организация В2В-встреч оплачивается в 100-процентном объеме.

Сейчас, например, идет прием заявок на вебинары «Сельское хозяйство Эквадора и Колумбии», «Вывод продовольственной продукции на рынок Вьетнама».

По информации на август 2022 года, на платформе «Мой экспорт» работает 31 сервис, но в ближайшие два года их число увеличится вдвое. Несмотря на санкции и общее снижение объемов международной торговли, группа РЭЦ удержалась на докризисном уровне, то есть показала те же объемы торговли, что и в 2019 году, до наступления пандемии COVID-19. Если в 2018 году сумма всех сделок составила 18,8 миллиарда долларов, а в 2019-м – 19,5 миллиарда, то в 2020 году показатель не изменился и составил 19,3 миллиарда. Более 10 тысяч российских компаний поставляли свою продукцию на экспорт, и 1117 из них воспользовались услугами платформы.