Яндекс.Метрика
  • Александр Малькевич

Александр Малькевич: «Чем скорее пройдет референдум на освобожденных территориях, тем лучше»

Член Общественной палаты России – о рисках экологической и гуманитарной катастрофы, а также возрождении музыкального фестиваля «Таврийские игры»

Пошел второй месяц моего пребывания на освобожденных территориях Украины. За это время проехал Херсонскую, Запорожскую, Харьковскую, а также Луганскую, Донецкую народные республики, побывал в огромном количестве населенных пунктов. И понял две важные истины. Во-первых, чем скорее пройдет референдум, тем лучше: люди устали от неопределенности, никто не хочет, чтобы Россия ушла. Люди так прямо и говорят: «Если Россия уйдет, Буча покажется детской сказкой». Они уверены, что обезумевшие украинские фашисты просто вырежут всех, кто сотрудничал с нашей страной. Референдум нужен, чтобы регионы вошли в состав России и стали полноценными субъектами федерации. Тогда все сомневающиеся либо встроятся в мирную жизнь, либо покинут пределы нашей территории. Есть второй важный момент. Совершенно очевидно, что Николаевская и Харьковская области должны быть освобождены от фашистов. И, видимо, ещё несколько областей как минимум. Потому что с них бьют по мирным территориям и людям, которые живут здесь и хотят строить нормальную жизнь. Помню, ещё в июне Новая Каховка была цветущим мирным городом, а сейчас там полно разрушений, серьезные удары наносятся по дамбе Каховской ГЭС, артиллерия бьет днем и ночью. Считаю, что линию фронта надо отодвинуть, чтобы не допустить ситуацию, которая произошла с Донецком. Ведь за прошедшие восемь лет на территории бывшей Донецкой области появились мощнейшие укрепрайоны, с которых каждый день ведутся обстрелы города. Оставшаяся часть Украины должна быть нейтральной, разоруженной и не представляющей угрозы для своих соседей. Для меня это совершенно очевидно.

Отдельно хочу сказать про удары, которые наносят ВСУ. Они доставляют огромные проблемы мирному населению. Сейчас в Херсоне закрыли Антоновский мост, его пытались разрушить, так же, как и дамбу, в попытке спровоцировать гуманитарную катастрофу. Собственно, такие риски все ещё остаются, и город может быть взят в кольцо блокады. Но, видимо, пока Украине не хватает военной мощи. Киев неоднократно предпринимал попытки разрушить Каховскую гидроэлектростанцию. Дальнейшая эскалация только ухудшит работу Запорожской АЭС, которая получает воду для реакторов от Каховской ГЭС. Параллельно они бьют по Запорожской атомной электростанции. Причем их совершенно не останавливает угроза второго Чернобыля. И это просто дикость.

Мы с вами живем совершенно в другом мире и не понимаем простых поводов для счастья. Совсем недавно завтракал в одном кафе в Донецке, а через час туда прилетели ракеты. В центре города прохожие могут остановить тебя с криками «Стойте!», указать на мины-«лепестки», разбросанные под ногами. Противопехотные мины маленькие, их сложно заметить, они легко смешиваются с листвой, а человек, наступивший на них, остается инвалидом: у него отрывает стопу. Такие ситуации не поддаются никакому нормальному человеческому пониманию. Мобильная связь здесь во многих местах появляется на час-полтора в день, и нужно выбирать, что почитать или кому написать сообщение. Горячая вода – это вообще праздник. Но от России идет постоянная гуманитарная помощь. Во всех городах здесь развернуты гуманитарные центры «Единой России». Всюду идут восстановительные работы. Масштабируется практика шефства субъектов Российской Федерации над освобожденными территориями. Несмотря на страх, который особенно ощущается в Изюме,  повсюду ремонтируются и открываются школы, все готовятся к новому учебному году.

Но хочется думать не только о том, что происходит сейчас, но и о ближайших перспективах. В Новой Каховке я был в 1996 году. Тогда я занимался музыкальной журналистикой, и меня пригласили посетить культовый фестиваль «Таврийские игры». Это была совершенно увлекательная поездка. Мы доехали до Киева, в Киеве нас погрузили на теплоход, мы шли по Днепру в Новую Каховку, жили на теплоходе. Потом шли обратно. Как сейчас помню, познакомился тогда с творчеством совершенно юной Ани Лорак, открыл для себя творчество Ирины Билык, также там выступала группа «Браво» и, по-моему, 2 Unlimited. Помню, все было очень мило: хорошая погода, природа, люди. А сейчас возникло ощущение страшной запущенности. Херсон может быть удивительно красивым городом, он крайне зеленый, там огромное количество скверов, парков, но они все неухоженные, частично заброшенные, и их надо, конечно, возделывать, тогда вид будет совершенно потрясающий. Вообще, «Таврийские игры» оставили сильные впечатления, и мне кажется хорошей идеей возродить фестиваль в следующем году. На новом уровне. С понятной идеологической прошивкой в хорошем смысле этого слова!