Поликлиники в режиме мобилизации: как вызвать врача и ревакцинироваться
Начальник отдела по организации амбулаторной помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Петербурга Лариса Соловьева отвечает на актуальные вопросы «Петербургского дневника».
– Можно ли сравнить нынешний подъем с ситуацией января-февраля 2022 года, когда был пик заболеваемости новой коронавирусной инфекцией штамма «омикрон»?
– Интенсивность процесса еженедельно нарастает на 54 процента и на 11,6 процента выросла госпитализация. Ежедневно регистрируется более 3200 новых случаев COVID-19. На амбулаторном лечении с подтвержденным диагнозом находятся 22 тысячи пациентов. Наблюдается много легких и бессимптомных форм, доля подтвержденных пневмоний, по данным нашего КТ-центра, сейчас составляет 21 процент. Для сравнения: в январе доля подтвержденных пневмоний составляла 63 процента, на пике заболеваемости ежедневно регистрировалось около 10 тысяч новых случаев заболевания, а госпитализация на пике составляла 1000 человек в сутки.
– Сколько сейчас развернуто коек и каковы показания к госпитализации?
– Развернуто более 2700 коек в девяти стационарах. Показания те же: люди из групп риска, пациенты с тяжелым и среднетяжелым течением. За годы пандемии врачи четко видят показания и при необходимости госпитализируют.
– Появляются жалобы на трудности с вызовом врача из поликлиники и предложениями самостоятельно прийти в бокс.
– Нагрузка на амбулаторное звено возросла, но пока справляются. С вызовом врача пока никаких нововведений нет. Нет ограничений приема вызовов, как было зимой, когда мы просили пациентов с легким течением, не возрастных, по возможности приходить в наши фильтр-боксы, где больного осматривал врач, делали ПЦР-тест, оформляли больничный и выдавали лекарства. Пока нагрузка по домашним вызовам дает возможность вызвать врача на дом всем, ограничений нет. Но в порядке рекомендаций могут быть предложения самим прийти в поликлинику тем, кто болеет не тяжело, – просто так будет быстрее и зачастую удобнее для пациента. Боксы сохранились, мы их не расформировывали. Сейчас их работа усилилась, постоянно также действует разделение потоков на входе – все с повышенной температурой направляются в фильтр-боксы или отдельные кабинеты по приему пациентов с ОРВИ.
– Врача можно вызвать только по телефону 122?
– Преимущественно да. Но в ряде поликлиник сохранились телефоны квартирной помощи. Правда, таких поликлиник немного.
– Всем ли с симптомами ОРВИ обязаны сделать ПЦР-тест?
– СанПиН не изменились, тест больному берется всегда. Для этого формируются в поликлиниках врачебно-сестринские бригады. Иногда это может быть немного разнесено по времени – скажем, сначала придет врач, потом медсестра с тестом, – но все же стараются брать тест в течение одного дня.
– Напомните, пожалуйста, сроки дохода и доезда медицинского персонала на вызов.
– Участковый должен прийти в день вызова, если вызов сделать до 15 часов. Неотложка – доехать в течение 2 часов, скорая помощь – за 20 минут.
– Рассматривается ли вариант зимнего пика заболеваемости, когда больничный выписывался дистанционно без осмотра врача?
– Дистанционные больничные у нас выписывались на пике заболеваемости, история эта продолжалась около месяца и закончилась 15 марта. Сейчас выписывается тот же электронный больничный, но осмотр – очный. Пока нагрузка на поликлиники не запредельная. Однако мы не исключаем подъема в сентябре.
– Будут ли привлекаться студенты, ординаторы?
– Участковые службы справляются, привлекаются внутренние службы, есть неотложная помощь. В основном поликлиники, когда начинается новая волна, уже привычно организуют врачебно-сестринские бригады, они объезжают заболевших с набором лекарств и ПЦР-тестами. Сколько вызовов – столько наборов и тестов.
– Нужен ли повторный ПЦР-тест при выписке с больничного?
– Повторный ПЦР не нужен. Если пациент клинически здоров, он может выйти на работу без дополнительного теста. Но если есть симптомы, тест сдать все же следует.
– Если многие болеют не очень тяжело, надо ли ревакцинироваться?
– Обязательно надо. Сейчас регистрируются случаи постковидных осложнений даже после нового штамма «омикрон», мы призываем к ревакцинации. Красноречивый пример привели в Боткинской больнице: там в реанимации нет ни одного ревакцинированного, только непривитые или те, у кого с последней вакцинации прошло более 6 месяцев.
– Когда пора ревакцинироваться?
– У нас в городе изначально сделали прививку от коронавируса более 3 миллионов 200 тысяч человек, ревакцинировано около 482 тысяч. Это мало, хотя в среднем Петербург по темпам вакцинации опережает статистику по России.
Для ревакцинации надо отсчитывать 6 месяцев с даты последней прививки, потому что иммунитет держится в среднем полгода. Прививка создает специфический иммунитет. Никого ведь не смущает, что раньше мы регулярно делали прививки от кори, гриппа – и ни у кого это не вызывало вопросов. Опыт с гриппом показывает, что тяжело болеют непривитые.
– Какие вакцины есть в наличии в Петербурге?
– Только «Спутник», или «Гам-КОВИД-Вак». По рекомендациям Минздрава, если первая прививка сделана любой вакциной, то сейчас можно пройти бустерную вакцинацию первым компонентом «Спутника». «Спутник Лайт» – это и есть первый компонент.
Никакие другие вакцины сейчас не поступают. Согласно исследованиям, «Спутник» показывает самый эффективный результат. Нет смысла использовать вакцину, которая дает более низкий результат.
– Пока плановую помощь не будут приостанавливать?
– Плановая помощь, как и углубленная диспансеризация, сохранены в полном объеме, кабинеты профилактики работают, маршрутизируют пациентов, и уже за год прошли обычную диспансеризацию 1 миллион 400 человек – это хорошо. Скоро по охвату мы приблизимся к допандемийному 2019 году. Могу сказать, что и по показателям выявления опасных заболеваний диспансеризация оказалась очень важной. Выявлено на ранних этапах немало случаев злокачественных новообразований, диабета, глаукомы – для этого и предназначена диспансеризация.
Углубленную диспансеризацию после перенесенного коронавируса прошли 244 тысячи петербуржцев.