Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Гадюки, мухоморы, медузы и черная мамба: как петербуржцы попадают в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе

В Центр лечения острых отравлений поступают пациенты с острыми отравлениями химической этиологии, то есть ядами
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Руководитель отдела клинической токсикологии, доктор медицинских наук Алексей Лодягин рассказал «Петербургскому дневнику», с какими нетривиальными отравлениями поступают пациенты в токсикологический центр Института скорой помощи имени Джанелидзе.

Так, в летний сезон койки заполняют жертвы грибов. В прошлом году здесь лечились 37 жертв грибных отравлений, отведавших некоторые виды мухоморов и бледную поганку.

«В связи с пандемийной ситуацией было очень много пациентов, которые принимали мухоморы внутрь в различной степени приготовления: ели и пили сушеные грибы, цельные шляпки, причем пациентов можно разделить на две категории: тех, которые употребляли мухоморы якобы с целью улучшения иммунного статуса, и тех, которые их ели с целью «расширения сознания». Недавно лежал пациент 48 лет, который сказал, что принимает мухоморы для шаманских практик. Но передозировал, поступил в состоянии выраженного психомоторного возбуждения. Требовалось проведение терапии, направленной на выведение яда из организма, то есть детоксикационной терапии», – рассказывает заведующий отделением.

Алексей Лодягин отметил, что в 2021 году на отделение поступили 15 человек с укусами змей. В основном людей кусала наша эндемичная гадюка обыкновенная, но попадались пациенты и с укусами экзотических змей.

«Были пациенты с укусами моноклевой кобры, индийской кобры. Вы, наверное, помните случай, который попал в СМИ и на YouTube. Один чересчур активный блогер держал у себя террариум и решил, будучи в нетрезвом состоянии, засунуть туда руку и поиграть с черной мамбой. Укус черной мамбы содержит 50 смертельных доз. Причем до этого он уже попадал к нам с укусом то ли индийской, то ли моноклевой кобры, в тот раз его вывели. На этот раз уже не смогли», – рассказывает Алексей Лодягин.

Несколько лет назад токсикологи пытались помочь женщине, искупавшейся в море с «Португальским корабликом» – физалией, страшным симбиозом из четырех разных организмов-полипов, функционирующих как единое целое и в народе принимаемых за медузу.

«Женщина с супругом после утренней пробежки на берегу океана решили искупаться и окунулись прямо в этот «кораблик». Супругу задело только руку, а вот женщина пострадала сильно, ей самостоятельно было даже не выбраться из щупалец медузы. Ее пытались лечить в столичном Склифе, потом они приехали к нам на консультацию. Серьезные повреждения кожи», – констатирует доктор Лодягин.

В марте 2022 года произошел клинический случай отравления ядом животного происхождения – коралловыми полипами. Женщина ухаживала за кораллами, вынимала донные камни из аквариума у частного лица. Работница была защищена СИЗами – маской, очками, перчатками – и все-таки получила сильнейший ожог.

Всего за 2021 год в Центр лечения острых отравлений поступило около 8800 пациентов, из них примерно 5700 – это пациенты с острыми отравлениями наркотиками и психодислептиками (природными или синтетическими веществами, способными вызывать у людей нарушения психики в виде появления зрительных, слуховых галлюцинаций, а также других форм нарушения сознания).

Закрыть