Августовский путч: космонавт Сергей Крикалев о новости с Земли
Во второй в его жизни космический полет Сергей Крикалев отправился 18 мая 1991 года вместе с коллегой Анатолием Арцебарским и британским космонавтом-исследователем Хелен Шарман. Хелен была первым британским космонавтом в истории. Через неделю она вернулась на Землю с предыдущим экипажем (Виктором Афанасьевым и Мусой Манаровым), и Крикалев с Арцебарским остались на орбите вдвоем.
СТАЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ
О государственном перевороте 19 августа 1991 года они узнали во время утреннего сеанса связи.
«У космонавтов на орбите каждый день бывает несколько сеансов связи с Центром управления полетами, – поясняет Сергей Крикалев. – И на первом сеансе связи нас предупредили, что сейчас передадут важное сообщение, и зачитали обращение Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч был для нас большой неожиданностью. Да и для многих людей на Земле это стало неожиданностью. Мы были обеспокоены, потому что любая турбулентность влияет и на людей на Земле, и на программу полетов, на коллег, с которыми мы работаем».
Вспоминая о реакции на произошедшее – своей и Анатолия Арцебарского, – Сергей Крикалев говорит, что им обоим было «не до конца понятно, что происходит». Космонавты высказывали разные оценки, насколько долго Государственный комитет по чрезвычайному положению, отстранивший от власти президента СССР Михаила Горбачева, останется у власти.
«Я помню нашу дискуссию с моим напарником Анатолием Арцебарским. Он предполагал, что если преобразования начались, то это на несколько лет, так же как несколько лет шла сама перестройка. Я говорил, что на несколько лет вряд ли, потому что были ограничены определенные возможности – работа радиостанций и так далее. Но что через три дня все свернется, не ожидал никто из нас. Честно вам признаюсь! Настолько неподготовленным оказалось это мероприятие», – отмечает Крикалев.
ВОЗВРАЩАЮЩИЕСЯ ВОЛНЫ
Сергею Крикалеву до сих пор приходится опровергать публикации о том, что его якобы забыли на орбите. Дело в том, что летом 1991 года было принято решение о совмещении Сергеем Крикалевым девятой и десятой основных экспедиций на станции «Мир». Ему предложили остаться на орбите еще на один срок, и он дал свое согласие.
2 октября 1991 года на станцию «Мир» прибыл экипаж в составе Александра Волкова, Токтара Аубакирова (космонавта родом из Казахстана) и первого космонавта Австрии Франца Фибека. 10 октября Арцебарский, Аубакиров и Фибек вернулись на Землю, а Сергей Крикалев продолжил космическую вахту в паре с Александром Волковым. В том же режиме, что и о ГКЧП, они узнавали о подписании соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), о том, как в Кремле спустили государственный флаг СССР, и о других событиях нового смутного времени
По мнению Крикалева, такое глобальное событие, как изменение общественного строя, имеет очень долгосрочные последствия, и даже «если эти последствия в чем-то преодолеваются, волны влияния могут распространяться десятки лет». Он сравнил этот процесс с демографическими волнами, возникающими в результате войны: «Эти волны, постепенно ослабевая, возвращаются».
«Так и здесь, наверное, – полагает космонавт. – Что бы ни происходило в обществе, события 1990-х годов нас периодически будут настигать. Надеюсь, что общество будет потихонечку избавляться от этого негатива».
РАВНОЦЕННЫЕ НАГРАДЫ
На Землю Крикалев и Волков вернулись 25 марта 1992 года. Это была уже другая страна – Российская Федерация.
Двойная экспедиция Крикалева была одной из самых длительных по пребыванию человека в космосе. Она продолжалась 311 суток 20 часов 54 секунды.
Россия постепенно обретала статус правопреемника СССР, заново учреждая государственные награды. Весной 1992 года было учреждено звание Героя Российской Федерации. И первым Героем стал космонавт Сергей Константинович Крикалев, ему вручили медаль «Золотая Звезда» за номером 1. При этом за свой первый космический полет 26.11.1988-27.04.1989 он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Церемонии награждения, по его словам, не отличались одна от другой. Совпали даже некоторые детали: Золотую Звезду Героя Советского Союза Крикалеву вручал не Горбачев, а сотрудник его аппарата, а Золотую Звезду Героя России – не Ельцин, а вице-президент Александр Руцкой. Причем церемония переносилась – ждали Ельцина, но он не пришел.
«Было две попытки организовать эту церемонию. Со второй попытки все-таки вручал Руцкой», – добавляет Сергей Крикалев.
И подчеркивает: по смыслу и значению обе награды для него равны.
«Распад страны начался раньше 1991 года, это был длительный процесс, – отметил он. – Если оценивать ситуацию в стране в целом, я считаю, что в какой-то мере это было предательство элит, в какой-то мере – изменение шкалы ценностей».
Во время путча десятки тысяч петербуржцев выходили на митинги против заговорщиков.