
«Ждали провокаций, но не дождались»: как жители Нарвы отреагировали на снос памятника танку
Тогда перемещение монумента и перезахоронение советских солдат вызвало бурное негодование, хотя у властей были объективные причины для такого поступка. Дело в том, что возле памятника постоянно возникали стычки между русскими и эстонцами.
Протесты только в интернете
Но в 2022 году от памятников стали избавляться «оптом», а вывозить их стали под такой охраной, что это наводило на подозрения: не опасаются ли эстонские власти народных волнений. 16 августа в Нарве демонтировали сразу и мемориал в честь лейтенанта Графова, и памятник танку Т-34. В результате на сутки был закрыт пограничный переход Ивангород – Нарва, чего не случалось даже в ковидные времена. Перестали пускать и дальнобойщиков на фурах, но это уже другая история.
«Петербургский дневник» заинтересовался, как на ситуацию смотрят жители Нарвы, среди которых, как показывают опросы, едва ли не 90 процентов русскоязычных. Достаточно побывать в Нарве 9 Мая (официально Эстония празднует победу над фашистами вместе со всей Европой 8 мая), чтобы прочувствовать атмосферу. Все ходят с гвоздиками и георгиевскими лентами... а день, между тем, рабочий.
Местные жители рассказали, что хоть и оплакивают памятник, но на открытый протест никто идти не собирается, и вообще «все смелые в соцсетях».
Так, житель Нарвы Валерий Петров сообщил, что в данный момент все спокойно: люди работают и просто занимаются повседневным делами.
«На улице за любой протест вас просто сразу задержат и доставят куда надо», – предупредил он и сослался на местные СМИ, которые сообщают уже об 11 задержанных возле бывшего памятника.
Как с ними обошлись, пока нет информации, уточнил нарвитянин. При этом приносить цветы и свечи к опустевшему постаменту не возбраняется, и жители Нарвы делают красивые световые инсталляции.
А 17 августа в паблике Нарвы в одной из соцсетей разместили опрос: «Согласны ли вы обменять танк на новую больницу, социальное жилье или снижение тарифов?». Дело в том, что нечто подобное обещали жителям местные власти и лично мэр Катри Райк. Закон о демонтаже советских памятников – общеэстонский, и мэрия Нарвы не имеет к нему отношения. От госпожи Райк ждали, что она вступится за памятник (учитывая, сколько русских живет в Нарве), но не дождались, а вместо этого мэр пообещала какие-то преференции городу от республиканских властей. В опросе приняли участие около 500 человек, 92 процента горожан заявили, что обещанные блага им не нужны и лучше бы оставили памятник.
Сохранили достоинство
«По крайней мере, мы сохранили достоинство, – заявила «Петербургскому дневнику» местная жительница Галина Коновалова. – Мы все молодцы! Мы смогли выстоять, мы всегда будем хранить память о наших предках!»
Другие горожане отметили в сетях, что полиция усилила охрану государственных учреждений, потому что опасается массовых беспорядков.
«Им хочется провокаций, но они их не дождутся», – резюмировали жители Нарвы.
Настоящим праздником для них стала видеозапись транспортировки танка в ангар: сначала лопнул трос, а потом отказали крепления подъемного крана. Позже выяснилось, что танк не довезли до ангара, а бросили в чьем-то дворе. Но потом все-таки убрали. Аналогично недавно поступили с памятником-пушкой, стоявшим у эстонской электростанции. Ее доставили в крытый музей: смотреть можно, устраивать митинги и сборы – нельзя.
Сейчас жители Эстонии проводят «инвентаризацию» военных памятников. Далеко не все они выглядят по-военному. Как уже сказано, одновременно с памятником танку был уничтожен мемориал на месте гибели пулеметчика Игоря Графова. Сам он похоронен в Кингисеппе, но в его честь названа улица в Санкт-Петербурге, и вообще подвиг 21-летнего лейтенанта, павшего в тяжелом бою, не вызывает сомнений. Памятник с указанием места, где в 1944 году погиб храбрый пулеметчик, не нес на себе никакой военной нагрузки: это была обычная гранитная плита. Но и ее зачем-то снесли.
Теперь эстонцы и русские дискутируют в сетях, сравнивая те военные памятники, которые местные власти пощадили, с теми, что уже попали под бульдозер.
«Вот этот мемориал оформлен нейтрально, и потом, здесь есть фамилии эстонских граждан», – пишет местный житель Александр Хоботов, прикрепляя фото нетронутого монумента где-то в лесу.
Оптимисты соглашаются: плиту, по всей видимости, пощадят. Пессимисты уверяют, что до памятника просто не дошли руки. Будет ли он демонтирован, покажет время.