«Возрастным атлетам нужны единомышленники»: в России появилась единственная в мире команда триатлетов для тех, кому за 60
Александр Баркар – опытный триатлет, за плечами которого десятки международных и внутрироссийских стартов. В спорт для «железных» людей мужчина стремительно ворвался в возрасте 55 лет, практически сразу закрепившись в списке лидеров на дистанциях «спринт» и «суперспринт». Все победы – результат спортивного бэкграунда. В детстве Александр Баркар занимался в спортшколе по легкой атлетике, а в армии попал в спецназ ГРУ, куда отбирают только самых выносливых и крепких бойцов. Год назад спортсмен понял, что ему не хватает команды единомышленников, чтобы обмениваться опытом и мотивировать друг друга на дальнейшие свершения. Тогда он создал команду спортсменов Masters Triathlon Team для тех, кому за 60. Туда входят атлеты из разных уголков страны с разным материальным достатком, но объединяет их одно – стремление побеждать. Триатлон – не самое дешевое мероприятие, поэтому сообщество оказывает финансовую помощь своим спортсменам. А они реализуют мечты и смотрят на мир глазами молодых.
Мы встретились с Александром накануне большого события в мире любительского велоспорта – велогонки La Strada. Он приехал в Санкт-Петербург из Москвы на один день специально ради этого старта. Интересуюсь, зачем триатлету нужны такие промежуточные соревнования?
«Такие соревнования просто необходимы для получения опыта езды в группе, на колесе, и соответственно в качестве тренировки. Каждую неделю стараюсь проезжать сотку, недавно поучаствовал в велогонке в Сергиевом Пасаде и в двухдневном соревновании «Бородино». Мне нравятся групповые гонки, получаю хороший опыт. Знаю, что эти старты проводит команда Ксении Шойгу, а это всегда хороший уровень. К тому же мы с женой давно мечтали вместе посетить город, и вот наконец-то удалось это сделать», – рассказал спортсмен «Петербургскому дневнику».
«Наша команда готова стартовать на любых дистанциях»
– Александр, расскажите, как пришла идея создать команду для тех, кому за 60? Моложе не берете?
– Моложе не берем (смеется). Идея появилась на Мастерс-фестивале зимних видов спорта для участников старше 30 лет, который проходил в январе 2020 года в Австрии. Я там участвовал в лыжных забегах. И, наверное, впервые увидел так много взрослых счастливых людей. Там же познакомился с самым возрастным человеком в мире, который бегает триатлоны, – Борисом Кирилловым. На тот момент ему было 85 лет. Помню, в программе стояла лыжная эстафета 4 по 8 километров, и нужно было собрать команду. Пригласил Бориса и ещё двух спортсменов. Вместе со мной получилась команда, общий возраст которой составлял 300 лет. Мы стали вторыми. Идея организовать команду возрастных спортсменов настолько мне понравилась, что я решил реализовать ее в триатлоне. На сегодняшний день наша команда является единственной в мире, объединяющей триатлетов старше 60 лет, готовых стартовать на любых дистанциях, включая Ironman.
– Именно эта тусовка оказалась близка вам по духу?
– Понимаете, очень важно после финиша обменяться информацией. Хорошо, когда есть жена, можно ей рассказать о соревновании. Но всех нюансов она не поймет. С командой единомышленников мы по две недели обсуждаем детали соревнования: кто и как стартовал, чем питался, как проплыл или от кого получил в глаз пяткой. Команда Ironstar в 2021 году устроила вечеринку и пригласила призеров возрастных групп. На этом мероприятии встретил людей, с которыми стартовал, – Людмилу Воронову, Анатолия Афоненко, Бориса Кириллова. У большинства не осталось в живых ни друзей, ни родных. А ведь в солидном возрасте особенно нужна поддержка. Тогда и решил позвонить старинному знакомому, меценату, человеку с большим сердцем, основателю Суперлиги триатлона, Леониду Богуславскому. Рассказал ему об идее объединить мужиков старше 60 лет. Леонид ответил тогда, что ему надо подумать. Знаете, по своей работе я много раз бывал в Японии. Там не принято на предложения отвечать однозначно «да» или «нет», всегда слышал «окей, мы подумаем». И вот пока Леня думал, я уже начал подготавливать почву, обзвонил всех своих знакомых из Кемерово, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Смоленска. Всего одиннадцать человек. Все ответили согласием войти в команду.
«Многие живут и тренируются на одну пенсию»
– А как заслужить доверие в триатлонной среде?
– В прошлом году в Турции участвовал в «половинке» (дистанция, составляющая половину Ironman: заплыв на 1.9 км, велогонка на 90 км и бег на 21.1 км. – Ред.). У меня было несколько сильных конкурентов из Австрии, Эстонии и Великобритании. Несмотря на отставании в плавании от англичанина, беговой этап бежали с ним уже нога в ногу, поддерживая темп 4.25-4.30. Думаю, я слишком увлекся самой гонкой и не допитался. В итоге примерно на 19-м километре понял, что надо что-то съесть. Подбегаю к последнему столу, хватаю стакан, в котором должна была быть кока-кола, но он оказался пустым. За 120 метров до финиша меня вырубает, начинается гипогликемия. Это низкий сахар. Вначале падаю на колени, потом на четвереньки, пытаюсь ползти до финиша. Ко мне подбегают волонтеры, говорят, что надо заканчивать гонку. Хорошо, что помогли знакомые тренеры, которые за всем этим наблюдали. По правилам, на красной дорожке мне должны дать возможность дойти до финиша. Один из профессионалов отдал мне свой гель, я его съел и мне стало немного легче. Как потом выяснилось, я провалялся примерно 3,5 минуты. За это время пропустил двух соперников и в итоге пришел только третьим. На финише просто рухнул.
Видео с моим финишем потом ещё долго гуляло по всем триатлонным сайтам. Ребята понимали, что я боец, человек, который борется до конца и кому можно доверять. А через несколько дней мне позвонил Богуславский и сказал, что готов оказать помощь и поддержать команду.
– А какую помощь оказал Леонид Богуславский?
– Он является генеральным спонсором нашей команды. Но изначально он не просто меценат, помогающий спортсменам, а идейный вдохновитель и учредитель Суперлиги триатлона. В ней участвуют топовые атлеты со всего мира. Суперлига спонсирует спортсменов, помогает им развиваться, делает качественный контент, всесторонне популяризирует триатлон. Уверен, для Богуславского это даже не бизнес, а продвижение здорового образа жизни.
Сейчас в нашей команде 22 человека. Все они ветераны спорта. И далеко не у всех есть возможность полноценно готовиться к стартам и приобретать слоты. Многие живут на периферии, получают пенсию 12 тысяч рублей. Одному помогли с покупкой велосипеда, другому с гидрокостюмом, третьему оплатили билеты. Это все реальная помощь.
Например, Виктор Человечкин, которому 68 лет, живет в деревне под Кемерово. У него нет даже условий для тренировок. Вместо аэробара он прикрутил лыжные палки и на таком велосипеде стартовал и выигрывал. А чтобы тренироваться зимой, он чистит снег возле дома полосой в 100 метров и бегает. В минус 30 градусов крутит педали на МТБ-велосипеде в рыбацких сапогах и охотничьей куртке. В Сочи выезжал только раз в год, а сейчас мы каждый старт ему оплачиваем. Все ребята в нашей команде получают материальное вознаграждение за участие в соревнованиях. Причем главное – просто выйти на старт. Мы же все понимаем, что в возрасте 60+ всякое может случиться, но спортсмен должен показать готовность соревноваться.
«Все красавчики, а Люда – ракета»
– Последний старт, в котором участвовала команда, – триатлон «Медный всадник». Как впечатления остались после соревнований?
– На этих соревнованиях мы заняли первое командное место. Хороший старт, дистанция великолепная, организация просто суперская. Нашу команду даже признали мотиваторами триатлона. Считаю, что если мы своим примером замотивировали хотя бы пять человек, это уже очень хорошо. Значит, мы двигаемся в правильном направлении.
– Как попасть в команду?
– Первое и главное требование – человек должен сделать несколько стартов. Пусть это даже будет средний результат, но мы должны понимать, что он не станет балластом, а искренне влюблен в триатлон, горит желанием стартовать и добиваться поставленных целей. Если такой человек пришлет нам резюме, мы его рассмотрим на совете команды и примем решение.
– Знаю спортсменов, которые прекращали заниматься большим спортом, когда исчезало желание побеждать. Такие настроения возникают у членов команды?
– Желание пропадает тогда, когда человек не мотивирован. Вот раньше наши ребята сами за себя были, приезжали на гонку, выступали и уезжали обратно. А сейчас они выходят на старт и чувствуют ответственность не только за себя, но и за команду. У нас есть традиция. После стартов все выкладывают свое время, и наша единственная женщина в команде Людмила Воронова пишет в чат, какие мы «красавчики», а мы ей пишем, что она – «просто ракета». Нам всем нужны результаты, чтобы выступать дальше. Кроме того, как самой возрастной команде в мире у нас есть перспектива попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
– Какие планы на будущее?
– В мае я выступал в Москве на конгрессе, который был посвящен активному долголетию. Рассказал о нашей команде. Аудитория – 2,5 тысячи человек. Там были министры по здравоохранению и спорту, чиновники и академики. Все были впечатлены историей. В планах сейчас охватить как можно больше людей в возрасте старше 60 лет, мотивировать их к активному долголетию, к занятиям циклическими видами спорта.
А что для этого нужно? Помощь государства. Потому что пенсионеры, как правило, люди небогатые, а посещение спортивных объектов стоит денег. Считаю, что нужно сделать бесплатным вход в бассейн и на стадионы для тех людей, которые активно занимаются спортом. Сейчас прихожу на стадион, а вход 500 рублей. За два часа в бассейне нужно выложить 1500 рублей. Дешевле пустить человека поплавать, чем оплачивать ему больничный. Со своей стороны, мы можем присоединить к общему чату большое количество людей, чтобы они смотрели, чем мы занимаемся. Главное – начать, и все получится. Многие в 50 лет признаются, что уже старые, а я на 87-летнего Бориса Кириллова смотрю и чувствую себя пацаном.