Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Символ трудностей, через которые перескочил Петр I: инженер-геолог развенчал мифы о Гром-камне

Пьедестал Медного всадника играет не менее важную роль, чем сама скульптура Петра I, – в этом уверен инженер-геолог, редактор сайта про Гром-камень и каменное убранство города Георгий Попов. В беседе с «Петербургским дневником» он развенчал главные мифы о постаменте, на котором установлен памятник

– Георгий, чем примечателен Гром-камень?

– Пьедестал знаменитого памятника Петру I работы Этьена Фальконе – один из самых интересных с геологической точки зрения объектов в городе. Еще в Париже Фальконе сформулировал концепцию будущего монумента: «Это Герой, перескакивающий через эмблематическую скалу – символ трудностей, преодоленных им самим и его страной». Мы видим, что в замысле Фальконе пьедестал играет не менее важную роль, чем сама скульптура императора. А это обязывает нас внимательно отнестись ко всему, что касается самого главного камня Петербурга. Существенно все: размеры, пропорции, особенности формы, характер обработки и, конечно, его характеристика как геологического объекта.

Экскурсоводы, путеводители и справочники во главе с Википедией традиционно рассказывают примерно следующее: «Постамент Медного всадника – это монолит гранита рапакиви весом полторы тысячи тонн, осколки которого лежат в Ольгино на берегу Финского залива». Однако исследования группы геологов под руководством Андрея Булаха показали, что ни одно из этих утверждений не соответствует наблюдениям.

– Разве постамент Медного всадника не монолит?

– Камень и правда выглядит монолитным, особенно после недавней реставрации. Но достаточно изучить фотографии, сделанные до 2022 года, и просто сосчитать хорошо различимые отдельные блоки. Ранее они составляли единый валун, однако состыкованы были совсем по-другому. Мысленно повращав блоки с учетом выявленных нами пространственных закономерностей, можно попытаться сложить их, как пазлы, в первоначальный Гром-камень.

– Как называется горная порода Гром-камня?

– Геологический термин «рапакиви» слышал, скорее всего, каждый житель Северной столицы. Рапакиви – без преувеличения – является каменным символом исторического Петербурга. Из этой разновидности гранита выполнены набережные, ансамбль Биржи, колоннада Исаакиевского собора, 600-тонная Александровская колонна и многие другие знаковые объекты Петербурга. Общеупотребительным этот термин стал после выхода работы знаменитого геолога Якоба Седерхольма «Финляндские породы, носящие название рапакиви» в 1891 году.

Главная особенность рапакиви – большое число овоидов – округлых кристаллов полевого шпата. Академик Ферсман называл рапакиви также «глазастым гранитом».

Но рассмотрим повнимательнее гранит Гром-камня и гранит, например, внутренних колонн Казанского собора – классический рапакиви. Не надо быть геологом, чтобы увидеть, как сильно они отличаются! Изучение микропроб с поверхности постамента также позволило сделать вывод, что гранит пьедестала Медного всадника точно не является классическим рапакиви. Полное петрографическое наименование породы Гром-камня – биотит-мусковитовый калиево-полевошпатовый гранит.

– Сколько в итоге весит постамент Медного всадника?

– Чтобы узнать массу, мы построили трехмерную модель и посчитали объем. А зная плотность гранита, легко посчитать и массу. Выяснилось, что с учетом погрешностей измерений масса постамента составляет чуть больше 500 тонн.

При этом первоначальный Гром-камень при обработке «похудел» в три раза. Но пока не найден ни один достоверный фрагмент Гром-камня – ни в облицовке старых зданий, ни среди коллекций музеев и частных собраний, ни в составе сувениров, о которых писали источники XVIII века.

– Хорошо. Получается, что валун в Ольгино – не осколки Гром-камня?

– Живописный, полуразрушенный временем валун на побережье Финского залива в Ольгино волею судеб оказался возле пристани, с которой Гром-камень грузили на баржу. Поэтому легенда нарекла Ольгинский валун «обломками Гром-камня». Об этом сообщает и информационный знак, установленный рядом. А совсем недавно значительный фрагмент этого валуна использовали для постамента памятного знака Троице-Петровского собора на Петроградской стороне и сопроводили табличкой: «Памятник установлен в 2020 году на фрагменте Гром-камня».

Но геологи установили, что Ольгинский валун сложен как раз классическим рапакиви – темно-коричневым, большей частью из округлых кристаллов полевого шпата.

Ольгинский валун оказался вполне самостоятельным геологическим телом, со своей персональной историей, тайных страниц в которой, возможно, ничуть не меньше, чем у его именитого собрата. Главный исторический эпизод – полулегендарное спасение утопающих Петром Первым в ноябре 1724 года, после которого император простудился и умер. Или вспомним старинные источники, которые указывают, что Петр часто «взирал на Камень-гром со вниманием», а также не раз взбирался на эту «достопримечательную каменную гору». Возможно, что речь здесь не о Гром-камне, укрытом в далеком болоте, а об Ольгинском валуне, который стоял прямо на берегу и неподалеку от Ближних Дубков – резиденции императора.

Если резюмировать, Гром-камень все-таки не монолит, при этом он весит в три раза меньше, чем 1500 тонн, и определенно не рапакиви. А Ольгинский валун не его осколки. Этой новой информацией, что приятно, уже начинают пользоваться журналисты, блогеры и экскурсоводы. И даже в Википедии в последние месяцы стали появляться ссылки на наши работы.

– Допустим, с мифами о Гром-камне удалось разобраться. Но что дальше?

– Конечно, работа геологов не ограничивается развенчиванием заблуждений. В тесном сотрудничестве с Музеем городской скульптуры были проведены минералогические, геохимические, геофизические и другие исследования постамента Медного всадника. Остались и нерешенные вопросы. Пока не вполне ясно, из какой местности Гром-камень принес ледник: надо определить геологический возраст породы, следует разыскать и исследовать осколки Гром-камня, уточнить путь, по которому перемещали валун… Так что самые интересные открытия еще впереди.

– Если говорить про каменное убранство Петербурга в целом, то насколько это поле обширно для изучения?

– Петербург стоит на самом краю русской плиты – огромной гранитной «тарелки», которая выходит на поверхность земли скалами на Карельском перешейке. Другой ее край показывается далеко на юге, почти у Черного и Азовского морей. Внутри «тарелки» лежит «слоеный пирог» из морских осадков. Это глина, окаменевшие пески, известняки, напичканные остатками окаменевших организмов. Слои хорошо видны в обрывах рек, которые разрезают их своим течением: Ижора, Копорка, Поповка, Саблинка. В окрестностях Петербурга – множество окаменевших свидетелей миллионов и миллиардов лет геологической истории.

Лучшие архитекторы мира, выбирая строительный материал, использовали неповторимую и многоликую красоту местного камня. И теперь перед нами редкое сочетание рукотворного и природного идеалов.


В Петербург привезены и мастерски обработаны прекрасные образцы самых разных горных пород. Это постаменты памятников, колонны соборов, цокольные этажи зданий… Изучать архитектурные шедевры как экспонаты огромного геологического музея и делиться своими знаниями – приятная привилегия специалистов-геологов, считает Георгий Попов.