Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Костяной трон Ивана Грозного, кресло Wassiliy и «летучие» стулья представили в Мраморном дворце Русского музея

Выставка открылась сегодня

«В ногах правды нет», – читаем мы в словаре Владимира Даля. «Не стой, если можешь сидеть», – призывает Уинстон Черчилль. Об этих простых истинах напоминает нам выставка «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков», которая открылась сегодня в Мраморном дворце Русского музея.

Такой широкий спектр самого популярного, по утверждениям специалистов, предмета мебели, как стул и его разновидности, представлен на выставке впервые. Здесь можно увидеть все его многообразие и даже проследить эволюцию, начиная от лавок и скамей и заканчивая креслами современных дизайнеров.

Оказывается, прародители стула – скамья и лавка – имеют существенное различие. Скамью можно передвигать, а лавки крепятся к стене.

«На Руси каждая лавка имела строго определенное назначение. Были лавки мужские, женские, для спанья и для хозяйства, и отдельные лавки – для гостей», – рассказала Юлия Демиденко, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Русского музея.

Со временем лавки, предполагающие коллективное сидение, стали уступать место стульям и табуретам. Но произошло это не сразу. Поначалу появились кресла с золочеными резными орнаментами, страшно дорогие и потому бывшие лишь у знатных персон. Они использовались не столько для сидения, сколько для демонстрации богатства. Например, у Ивана Грозного был костяной трон, который ему привезли из Византии.

Подобные троны встречают посетителей уже на лестнице третьего этажа, где и развернулась уникальная выставка. Здесь, к примеру, можно увидеть кресло работы Антонио Ринальди для Китайского дворца в Ораниенбауме или кресла Огюста Монферрана для императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце.

Стулья и табуреты появились в XVII веке. Причем последние выполняли сразу несколько функций, служа маленькими столами, откуда и пошло еще одно их название «столец». А вот на стульях дозволялось сидеть только главе семейства, очень уж редки они были в те годы.
Со временем на свой личный стул мог претендовать практически любой человек. А с начала XIX века на этот вошедший в повседневный быт предмет интерьера все чаще стали обращать архитекторы и художники. Так, Карл России спроектировал кресло и стул из карельской березы, которая, наряду с так называемым «красным деревом», была особенно популярна.

«Материалы использовали все: кость, рог, металл, дерево, пластик, фарфор, фаянс, ткань, камень. И практически ни один архитектор не обошел своим вниманием стул, изобретая самые разные его конфигурации», – поясняет Юлия Демиденко.

Вот знаменитый генуэзский стул, подвешенный на стену. Он весит всего 500 грамм, но при этом выдерживает нагрузку в 130 килограмм. Такие «летучие» стулья – так их называли – обожали все. Но особенным спросом они пользовались, когда требовалось много стульев, которые нужно было быстро перенести из одного зала в другой и при этом обойтись без прислуги.

Интересно и клубное кресло Wassiliy. Его дизайнер Марсель Бройер спроектировал под впечатлением от велосипедного руля, а потом подарил Василию Кандинскому, откуда и название – Wassiliy.

Есть стулья-моноблоки, созданные из единого куска пластика. Есть сборно-разборные стулья, их можно было пересылать по почте. Есть даже образец картонной мебели. Она предназначалась для молодых семей и считалась дешевой и одноразовой, потому что при переезде на новую квартиру ее можно было без сожаления оставить на прежнем месте.

Сегодня, говорит Юлия Демиденко, модно все. Тем более что современные дизайнеры не отвергают прошлое, а берут из него все самое лучшее. И предлагают свои экологичные и порой хайтековские решения. Это, к примеру, барный стул Birillo, выполненный Джо Коломбо, или работы мастеров из Академии Штиглица.

Кстати, на некоторых стульях можно даже посидеть и заодно рассмотреть картины или скульптурные фигуры сидящих людей. Говорят, что по их позам можно определить настроение и характер, особенности личности и даже род занятий.

Проверить верность этого утверждения может любой посетитель выставки «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков». Она будет работать до 10 октября.

Евгения Еремина/«Петербургский дневник»
Закрыть