Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Владимир Третьяков: «Сколько я себя помню, виолончель всегда рядом»

14-летний виолончелист, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования» Владимир Третьяков – потомственный музыкант с абсолютным слухом: его предки играли в Мариинском театре. Сегодня юноша мечтает стать солистом, путешествовать по миру и посвятить себя музыке, которой он занимается с трех с половиной лет
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Владимир, виолончель – инструмент большой, серьезный. Почему выбрал именно ее?

– Так сложилось, что музыкой я стал заниматься с трех с половиной лет. Много это или мало? Я считаю, что каждый музыкант, который хотел бы достичь высот, начинает неустанно трудиться с самого раннего возраста. А с виолончелью познакомился совершенно случайно, когда учился в подготовительной группе музыкальной школы. Моя учительница по сольфеджио сказала, что пришло время выбирать, и мы стали слушать инструменты. Первым же инструментом, который я услышал, была виолончель. А я до этого даже не знал, что это такое! И вот я пришел на урок и послушал, как звучит виолончель в руках одного из учеников моего педагога, – мне очень понравилось. Так в пять лет я начал играть на виолончели.

– А кто заметил, что ты музыкально одаренный ребенок?

– Наверное, папа, потому что он попросил свою знакомую меня послушать – как я угадываю ноты, отстукиваю ритм и пою. Она сказала, что у меня абсолютный слух! Это врожденная способность. Музыкантам, у которых его нет, максимально тяжело услышать «нечистые ноты», а ребята с абсолютным слухом могут играть выразительнее и чище. Этот талант проявляется именно во время игры. К слову, мои предки были знаменитыми музыкантами: мой прапрадедушка играл в Мариинском театре.

– В чем особенность виолончели? Чем она отличается от других музыкальных инструментов?

– Так сразу и не скажешь – ведь сколько я себя помню, виолончель всегда рядом. Особенностей у нее много, одна из них – очень большие расстояния между нотами, это даже лучше для исполнения. У виолончели бархатный, прекрасный звук, тембром похожий на голос человека. Весит моя виолончель максимум килограммов 12 – в музыкальную школу я езжу на машине, но иногда приходится спускаться с ней в метро.

Как проходит мой музыкальный день? Летом я встаю, завтракаю и сразу сажусь за инструмент. В школьные будни я прихожу домой примерно в 16:00 и занимаюсь до 21:00 – именно столько нужно для эффективной работы. Обычно я трачу на произведение столько времени, сколько нужно для того, чтобы сделать это идеально.

– Что любишь исполнять?

– Я люблю все! Нельзя сказать, что есть определенное произведение, которое тебе нравится больше других. В детстве мне нравилось играть быстрые произведения – они были более веселые и с техникой исполнения у меня проблем никогда не было.

– Конкурсов у тебя за плечами довольно много, знаю, что Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова даже подарил тебе виолончель. И все-таки – какое твое самое большое достижение на данный момент?

– Для меня самое важное достижение – победа в конкурсе «Юные дарования». Путевка в будущее, которая дала мне стимул двигаться к новым победам. Я сотрудничаю с Академией талантов, дважды был в сочинском «Сириусе». В первую смену познакомился с заслуженным артистом России, профессором, заведующим кафедрой виолончели, контрабаса, арфы и квартета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Алексеем Массарским. У него прекрасный стиль обучения. На финальном концерте я сыграл намного лучше, чем до смены.

– А еще ты был в программе «Лучше всех»…

– Это произошло благодаря тому, что я участвовал в конкурсе «Щелкунчик» в Москве и мне однажды просто позвонили: «Вот вы участвовали – очень хотим вас увидеть и поговорить». И я попал на кастинг программы. Через год меня пригласили на съемки, где я сыграл композиции Леди Гаги и «Бони М».

Мне очень близок период классицизма и венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена. В будущем я хочу быть солистом, ведь у солистов много концертов, приглашения за границу. Еще очень хочу стать оркестрантом, гастролировать с оркестром по разным странам. Кстати, у меня была мысли в следующем году летом поступить в оркестр Юрия Башмета.

– Кем ты видишь себя через 15 лет?

– Мои родители и педагоги так много в меня вложили, что могу уже сейчас сказать – музыка так или иначе станет моей профессией. В 29 лет, надеюсь, у меня будет свой зал и я буду в нем выступать. Моя большая мечта – путешествовать по миру с концертами. Очень хочу посетить Нью-Йорк – город небоскребов и концертных залов. А еще Сиднейский оперный театр.

БЛИЦ

– Хобби?
– После школы я немного гуляю с друзьями, но время почти всегда поджимает. Гулять любим близ школы, проводим друг друга до дома и иногда выбираемся на дни рождения друг к другу. На мой день рождения, например, ходили в парк развлечений.

– Любимая книга?
– Сейчас моя любимая книга – Вениамин Каверин, «Два капитана».

– Любимый фильм?
– Очень люблю фильмы на военную тематику – «Девятая рота», «По соображениям совести», «Балканский рубеж». Очень нравится смотреть сражения и их исход – такой немного имперский взгляд.

– Твое место силы?
– Русский музей – там огромное количество выставок, люблю Айвазовского и Шишкина, а также современное искусство. И, конечно, художников-передвижников. В Эрмитаже мне нравится Египетский зал, очень люблю древность и ее артефакты. В каком-то роде я коллекционирую интересные истерические факты.

– С кем хотел бы встретиться?
– С Ростроповичем – он был гением, знал так много приемов, чтобы лучше играть. Жаль, что в жизни это знакомство невозможно. «Как вы стали таким?» – спросил бы его при встрече.

– Твой жизненный девиз?
– Из моей любимой книги «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Евгения Еремена
Закрыть