Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Три струны и треугольник – как русская балалайка завоевывает мир

Послушать виртуозов можно будет в выходные в Александровском парке

Русская балалайка в умелых руках становится оркестром. Иногда музыканты-балалаечники специально играют в дуэте с гитарой – и получается, что шестиструнная гитара лишь дополняет звучание своей «младшей сестры». А та – и без смычка – звучит то переливисто, как флейта, то пронзительно, как скрипка. И все это творят пальцы музыканта-виртуоза.

«Создать такое мог только гений»

Петербург готовится отмечать Международную неделю балалайки. Праздник называется: «Русское чудо»: три струны, обаявшие мир», и кульминация его состоится в Александровском парке 20 и 21 августа. Там будет оборудована сцена, на которой выступят русские и белорусские музыканты. Здесь же затеваются мастер-классы для детей: им дадут возможность поиграть и на балалайке-приме, и на контрабас-балалайке.

А где еще популяризовать балалайку, как не в Петербурге? Ведь именно в нашей консерватории 70 лет назад впервые открылись отделения народного инструмента, и балалаечники, домристы и баянисты стали получать не среднее, а высшее музыкальное образование. При этом 134 года назад музыкант Василий Андреев вывел балалайку на международный уровень, сначала придав ей статус настоящего, а не балаганного музыкального инструмента, а потом устроив мировые гастроли балалаечников и домристов. С тех пор как в 1888 году в Петербурге прошел первый концерт балалаечников-профессионалов, все музыканты ансамблей народных инструментов считают Василия Андреева основоположником музыкального течения. И мечтают о том, что когда-нибудь великому музыканту установят памятник.

Первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Сергей Марков рассказал, как проходили первые гастроли «кружка любителей игры на балалайке». Есть газетные подтверждения, что успех был феноменальным.

«Его художественные достижения превосходят все, что можно было ожидать, – процитировал Марков журналистов и критиков. – Создать такое мог только гений».

В 1890 и 1892 годах балалаечники триумфально выступали во Франции, где Василий Андреев был избран членом Академии изящных искусств и награжден орденом Почетного легиона «За введение нового элемента в музыку».

Также заместитель председателя комитета напомнил, что в современном Петербурге фестиваль балалайки проходит уже во второй раз, и прежде он собирал участников из 15 стран, включая США и Новую Зеландию. Почтенные новозеландские дамы успешно перебирали три струны на треугольной деке и были в восторге. Увы, список «недружественных стран» в последнее время заметно расширился, и даже в прежде нейтральной Швеции недавно отменили гастроли балалаечников, во избежание всевозможных инцидентов. Заграница на фестивале будет представлена только Республикой Беларусь.

В 2022 году в концертной программе фестиваля примут участие петербургские ансамбли «Терем-квартет», «БисКвит», «Квинтет четырех» и «Морошка». Также удастся послушать государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» и ансамбль «Эссе-квинтет». Брестский дуэт братьев Мониных, минские дуэт Crescendo и ансамбль «Шарм» играют как белорусскую музыку, например, хиты «Песняров», так и российскую, например, блестяще воспроизводят весь саунтрек Зацепина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

«Бэсамэ Мучо»

Стоит уточнить, что музыкантов из России ценили не только за исполняемые ими русские народные песни (к тому же уважающий себя балалаечник способен исполнить любое классическое произведение или оперетту), но именно за мастерство.

«Уровень исполнения поднят очень высоко, – заявил руководитель «Терем-квартета» Андрей Константинов. – Она будоражит слушателей, как нас, к примеру, будоражит игра на армянском дудуке. Отсюда слава оркестров по всему миру, и даже в Японии стали играть на балалайках, причем не наши эмигранты, а сами японцы. Василий Андреев в XIX веке не просто сделал балалайку популярной, он усовершенствовал ее так, что этот инструмент может теперь постоянно развиваться, если, конечно, у исполнителя хватит своей фантазии и идей».

И тут музыкант вспомнил, как «Терем-квартет» играл в Испании знаменитую «Бэсамэ Мучо», а зрители-испанцы замахали в такт своими зажигалками. Сама ситуация привела их в восторг: русские музыканты на русских инструментах, в совершенно русской манере играют испанскую мелодию.

Закрыть