Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Анастасия Кондратьева: «В машинки начала играть раньше, чем в куклы»

Выпускница Академической гимназии №56 Анастасия Кондратьева стала студенткой Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Настя играет на скрипке и создает роботов, одного из них – 15-килограмовую роборуку S.I.G.M.A. – девушка показала корреспонденту «Петербургского дневника»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Настя, как появился этот робот? Почему решили его создать?

– Это командное изобретение для тренировки перед национально-технологической олимпиадой: я участвовала в треке «Передовые производственные технологии». Изначально я работала с командой мальчиков, где я была единственной девочкой. Так получилось, что теперь над роботом я работаю одна.

S.I.G.M.A. – прототип промышленного робота или, проще говоря, роборуки. Реальные роботы чуть ли не в два раза больше этого! Главный плюс моей разработки заключается в том, что в нем повторен точный смысл его старших братьев. А его основное преимущество заключается в том, что такая сложная вещь, как промышленный робот-манипулятор, в данном случае сделана доступно и понятно. Ведь он в первую очередь нацелен на обучение робототехнике ребят 11-12 лет. Сначала он был учебным для меня, а теперь будет для всех желающих.

– Как на нем можно учиться?

– Во время обучения школьникам предстоит пройти этап сборки и некоторого производства. Продумывался такой концепт, что некоторые детали для сложной передачи будут в исходном комплекте, а другие, не очень сложные, можно будет сделать самостоятельно.Этим займутся, например, ребята из кружков Академии цифровых технологий. У них есть хорошие 3D-принтеры, которые в целом могут такую вещь напечатать. Я же сама печатала и обрабатывала детали для робота вручную.

После этого начинается этап программирования. Это довольно серьезно, ведь нужно сделать так, чтобы все модули робота работали как надо.

– Почему решили заняться робототехникой? С чего все началось?

– Темой робототехники я начала заниматься еще в 9-м классе, когда пошла в Академию цифровых технологий на кружок летающей робототехники. Собирала квадрокоптеры, у меня в какой-то момент дошло это чуть ли не до автоматизма – буквально три с половиной часа мне хватало на сборку такой летающей штуки. Потом меня заинтересовали беспилотники самолетного типа, один из них я собрала и представила на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Менделеева. Заняла первое место на тематической секции.

Я, к слову, с детства интересовалась самолетами. В машинки начала играть раньше, чем в куклы, меня тянуло к техническому миру. Когда в гимназии началось разделение на профили,  спорила с родителями, чтобы попасть именно в физико-математический. Они мне говорили: «Ты же девочка!» Родители у меня инженеры, и они хотели, чтобы я занималась чем-то более женственным, чем роботы. К тому же я с пяти лет играю на скрипке…

– Когда вы решили, что все-таки робототехника, а не музыка ваше призвание?

– Переломный момент начался в 7-м классе, когда я заканчивала музыкальную школу. Был выбор: продолжить музыкальное образование и уйти в музыкальное училище или выбрать физмат и техническую профессию. Я осталась в физмате и поняла, что меня ждет Политехнический университет. Политех на своей площадке «Фаблаб» поддерживает профиль «Передовые производственные технологии» и, соответственно, туда можно приходить готовиться к олимпиаде, как это делала я. А играть на скрипке я продолжаю для души.

– Над каким проектом работаете сейчас?

– Я сейчас работаю над проблемой импортозамещения. В старой версии этот робот был практически весь на иностранных комплектующих. Сейчас я ставлю на него отечественные моторы, например, там стоит «ЙоТик 32В» – отечественный контроллер от компании MGBot. Моего робота заметили представители этой компании, и теперь я с ними сотрудничаю. Очень удивились: «Наконец-то кто-то сделал такого большого промышленного учебного робота».

Беда в том, что разработкой промышленных учебных роботов никто не занимается. У нас есть большие крупные компании, которые занимаются промышленным роботами, но они сразу обучают своих работников, на производстве. А что молодым кадрам делать до этого? Такой робот может стать отличным тренажером.

Что дальше? Хочется доработать все модули до совершенства, сделать детали более крепкими. А еще мой робот сродни конструктору, который приходится часто собирать и разбирать, поэтому нужно сделать его более износостойким. Например, сейчас у меня почти готова модель его усовершенствования и я работаю над переработкой электромодулей, чтобы сделать его более эргономичным. А еще для него можно написать приложение или Telegram-бота для управления.

– Кем видите себя в будущем?

– Ведущим специалистом в своей области, инженером-изобретателем.

БЛИЦ

– Ваш любимый фильм?

– Очень люблю старое кино, особенно фильм «Игра» 1997 года. Он заставил меня задуматься над ценностью своей жизни и переосмыслением некоторых моментов.

– Любимая книга?

– Ричард Бах – «Иллюзия». Это книга о пилоте, который встретил мессию. И они вместе начинают переживать важные жизненные этапы. Мессия начинает его учить, давать наставления и советы, и в конечном итоге они доходят до некоторых истин.

– Хобби?

– Роботы, скрипка, люблю рисовать. Еще три года я играю на гитаре и люблю исполнять песню «ДДТ» «Это все». А еще театр! В нашей школе есть театр-студия «Мост», куда принимают всех ребят 10-11-х классов, да и выпускников с радостью ждут. Я как творческий человек очень давно хотела попасть в этот театр. Еще с 8-го класса. Мы участвовали во многих конкурсах.

– Место силы?

– Лопухинский сад. Очень тихое место напротив Академии талантов.

– С кем хотели бы встретиться?

– С Константином Эдуардовичем Циолковским. Он был разработчиком, и у нас была бы увлекательная дискуссия о космосе и изобретениях. Я бы спросила, каким он видит прогресс, роботов и ракеты.

– Жизненный девиз?

– Никогда не сдавайся, и все получится.

Закрыть