Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Патриарх Кирилл посетил в Филармонии памятный вечер, посвященный петроградским новомученикам

Именно в Большом зале Филармонии 100 лет назад проходил судебный процесс над митрополитом Петроградским Вениамином и его сподвижниками. Здесь ему, а также архимандриту Сергию (Шеину), адвокату Ивану Ковшарову и профессору Санкт-Петербургского университета Юрию Новицкому были объявлены смертные приговоры. В ночь на 13 августа 1922 года осужденные были расстреляны в окрестностях города
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Почти библейская история

В Большом зале 13 августа 2022 года состоялась премьера оратории «Страдалец до Голгофы» в исполнении Академического симфонического оркестра Филармонии при участии Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии.

«В трудные времена Господь дает своей церкви достойных людей, обладающих большой силой духа, способных вести за собой народ и являющихся примером жертвенного служения, – отметил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – И владыка Вениамин как раз был таким архипастырем, настоящим Божьим человеком. Он стал правящим архиереем в Петрограде в очень тревожный и смутный период – после революции 1917 года. И народ искренне полюбил своего пастыря, который возвышал голос против беззаконий власти».

По словам патриарха, весьма глубокомысленны были и обстоятельства ареста Петроградского владыки. «Он любил гулять в садике Александро-Невской лавры, и тут появляется группа людей, среди которых был священник Александр Введенский, возглавлявший так называемую обновленческую церковь, созданную по инициативе советской власти. Он подошел для благословения к владыке Вениамину, но тот отказал ему в этом, сказав: «Отец Александр, а вам это не напоминает Гефсиманский сад?» И тут подошли спутники Введенского и арестовали владыку», – рассказал патриарх.

Поэтому и название оратории «Страдалец до Голгофы» выбрано совсем не случайно. Как и то, что на премьере присутствовали потомки митрополита Вениамина. «Мой прадед Константин Казанский был двоюродным братом владыки, – поделился с «Петербургским дневником» Александр Гурьев. – Они оба заканчивали одну и ту же духовную академию, оба были кандидатами богословия. Только очень жаль, что дом моего прадеда сгорел и в огне погибли все его архивы, где было много документов, касавшихся и митрополита Вениамина. Но память о нем все равно живет, и не только в нашей семье. Вы знаете, на молебне, который совсем недавно проходил на символическом захоронении владыки в Александро-Невской лавре, было очень много людей из числа простых паломников, причем из других городов. И я уверен, что, вернувшись, они рассказали всем своим друзьям и единомышленникам о том, что в Петербурге есть место, где можно поклониться памяти отца Вениамина».

Впрочем, дань памяти новомученикам обрела свое зримое воплощение и в Большом зале Филармонии, где при участии митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия была открыта мемориальная доска с текстом, повествующим о разыгравшихся здесь столетие назад трагических событиях. А в большом фойе, между прочим, была открыта также довольно обширная выставка, посвященная митрополиту Вениамину и началу эпохи гонений на Церковь со стороны советской власти.

Переплетение эпох

Все, что связано с созданием самой оратории, тоже весьма примечательно и промыслительно как в историческом, так и в духовном смыслах. В ее основе – отправленное из заключения предсмертное письмо владыки Вениамина, являющееся своего рода духовным завещанием. Оно было адресовано его духовному другу, настоятелю храма Святого Андрея Критского на Рижском проспекте протоиерею Петру Ивановскому.

«В тех условиях сам факт того, что послание из тюрьмы дошло до адресата, можно считать чудом, – подчеркнула правнучка протоиерея Петра Ивановского и автор литературной основы оратории Любовь Ивановская. – Чудом является и то, что письмо не было уничтожено. Оно разошлось в копиях по всему Петрограду и стало путеводной звездой, которая укрепляла и вдохновляла верующих в годы гонений. Сам же текст оратории составлен в широко известном по древнерусской литературе жанре похвалы. И есть глубокая историческая справедливость в том, что похвала митрополиту Вениамину звучит там, где он был обречен на смерть».

Музыку же написал композитор Михаил Малевич, который также не склонен видеть во всем этом только лишь цепь удачных совпадений. «Видите ли, я раньше создавал только небольшие духовные произведения, – поделился Малевич. – При этом в течение почти 40 лет у меня накопился очень серьезный музыкальный материал, который я не знал, как соединить в одно целое. Но после предложения Любови Ивановской взяться за ораторию о владыке Вениамине все встало на свои места. Тем более что Большой зал Филармонии имеет непосредственное отношение и к моей семье: в 1941 году мой дедушка исполнял здесь при трехградусном морозе произведения Чайковского».

Кроме того, в ходе работы над ораторией Михаила Малевича пригласили принять участие в реконструкции произведения знаменитого композитора Сергея Ляпунова «Богородице Дево, радуйся», которое тот написал в 1922 году прямо… во время присутствия на судебном процессе в Большом зале Филармонии! «Эта партитура была обнаружена в музее-древлехранилище Александро-Невской лавры, – отмечает Малевич. – И по тому, как она написана, видно, что автор очень сильно волновался. Например, в тексте молитвы пропущены даже некоторые слова. И вот спустя 100 лет это произведение тоже будет исполнено – вместе с ораторией. Разве можно все это назвать простым стечением обстоятельств?»

Выучен ли урок?

Стоит отдельно отметить, что исполнение оратории сопровождалось еще и литературными чтениями отрывков из письма митрополита Вениамина. В роли чтецов, в частности, выступили заслуженная артистка России Ирина Савицкая и народный артист России Александр Галибин. Он же, кстати, является и режиссером всего этого памятного действа. «Для меня большая честь прикоснуться к духовному подвигу, проявленному владыкой Вениамином, – признался актер и режиссер. – Тем более что все происходит в моем родном городе, где живут родные мне люди. Да и отец Вениамин для меня тоже близкий человек. А то преступление, которое было совершено сто лет назад, искупается сегодня. Я не раздумывал ни секунды, когда мне предложили поучаствовать в этом проекте, хотя и был крайне взволнован. И волнуюсь до сих пор».

На вечере памяти в Большом зале Филармонии не было ни одного свободного места. И это означает, что историческая справедливость постепенно восстанавливается. «Но главное, что сегодняшний нерв общества, ожидания и переживания очень близки тому, что были тогда, – отметил клирик храма Святой равноапостольной Марии Магдалины, директор межвузовской ассоциации «Покров» и один из организаторов вечера иерей Виктор Матяшов. – Для всех нас важно, чтобы могли извлечь из прошлого правильные уроки, не наступая на те же самые грабли, что может обернуться для всего государства тяжелыми последствиями. А чтобы не совершать ошибки, нам нужно духовно настроиться. И вечер памяти как раз один из способов сделать это. Очень дорогой ценой нам достался ХХ век…»

Факт

Организаторами памятного вечера выступили Константино-Еленинский женский монастырь, Иоанновская семья при Иоанновском ставропигиальном женском монастыре, межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Проект реализован по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Закрыть