Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Петербургу выберут, как делить мусор – на два или четыре

В конце августа на Экологическом совете при губернаторе заслушают отчеты по внедрению пилотных проектов сбора мусора

До конца августа соберется Экологический совет. По поручению губернатора Петербурга Александра Беглова, на нем заслушают отчеты по внедрению пилотных проектов раздельного сбора. Таких в Петербурге сейчас проходят два. В одном система сбора мусора многопоточная, она же многофракционная – когда на площадке стоят отдельные контейнеры для бумаги, стекла, пластика и всего остального. А во втором – двухпоточная, она же дуальная, когда контейнеров только два: для любого вторсырья и всего остального. Городу предстоит выбрать одну из двух, а может, и сразу обе – такое, как считают в «Невском экологическом операторе», тоже возможно.

Цвета севера

Контейнеры разных цветов первыми на мусорных площадках заметили жители в Калининском и Красногвардейском районах. В январе, когда мусорная реформа только стартовала, их было 200, а через полгода – уже 800.

Цветов у контейнеров на севере – четыре: зеленые пухто для смешанных отходов, желтые для пластика, металла, картона от напитков, синие – для макулатуры и черные – для стекла.

С начала года, как рассказала официальный представитель компании «Невский экологический оператор» Дина Койрес, перевозчики из разноцветных контейнеров вывезли 208 тонн вторсырья. 50 тонн из этого – пластик, металл, тетрапак, 27 тонн – макулатура, и 131 тонна – стекло. При этом стекло принимают не только в виде цельных бутылок и банок, но и осколки.

«Для дальнейшей переработки пригодна как целая стеклянная тара, так и бой, просто использоваться в дальнейшем они будут по-разному в зависимости от размера самих осколков, – объяснила Дина Койрес. – Совсем мелкие осколки пойдут в отсевную фракцию, она также используется повторно – ее закупают некоторые производители строительных материалов. Процесс вторичной переработки стекла в России хорошо налажен, его обрабатывают и в дальнейшем превращают в новые бутылки и банки, в стекловату, стекловолокно, стеклянную плитку, в жидкое и пеностекло и другие материалы. Стекло – это ресурс, который практически не теряет своих свойств при вторичной переработке и может использоваться очень долго».

По оценке координатора отдела содействия внедрению придомового раздельного накопления отходов – ассоциации «Раздельный сбор» Анны Смирновой, вторсырье на севере Петербурга в контейнерах для раздельного сбора оставляют до трети жителей домов, рядом с которыми проходит эксперимент.

«Мы провели социологическое исследование. Оно показало, что в раздельный сбор постоянно вовлечены порядка 30 процентов населения. То есть это те люди, которые пользуются контейнером в том или ином виде, сдавая одну или несколько фракций», – рассказала Анна Смирнова.

Московский путь

На юге Петербурга, в Московском районе, с мая стартовал эксперимент по дуальному сбору мусора. Контейнеры тут бывают только двух цветов: зеленые – для всего и синие – для вторсырья. Синих – сто штук. В них за два месяца работы жители окрестных домов оставили 28,7 тонны отходов. Вот только вторсырья в них на мусорообрабатывающих комплексах нашли всего 11,19 тонны. Это меньше половины.

«Сбор монофракции, когда человек собирает одну понятную фракцию в один контейнер, гораздо эффективнее, чем когда все вторсырье – в один контейнер», – констатировала Анна Смирнова.

В северных районах, где контейнеры разные для разного вторсырья, по данным «Невского экологического оператора», самая большая доля непрофильных отходов достигает 18 процентов. Это в желтых контейнерах для пластика и металла. В черных для стекла и синих для макулатуры доля засоров всего 1,5 процента.

«В целом это достаточно неплохие показатели, – оценила Дина Койрес. – В дальнейшем мы планируем усиливать в том числе нашу просветительскую работу с горожанами, чтобы повысить уровень осведомленности о том, как правильно сортировать отходы. Это позволит как повысить общий процент собираемого раздельно сырья, так и снизить долю брака».

Крест на двухпоточной системе раздельного сбора в «Невском экологическом операторе» ставить не спешат. Объясняют, что, во-первых, выбор делать городским властям, а во-вторых, много разных контейнеров во дворах не всегда есть где разместить.

«У каждого метода есть свои достоинства и недостатки, мы не исключаем сценарий, при котором для каждого района города в дальнейшем будет выбран наиболее подходящий метод раздельного накопления мусора из двух представленных. В частности, в историческом центре наиболее удобной выглядит двухпоточная система», – сказала Дина Койрес.

Цена сбора

Один контейнер для всего вторсырья, а не несколько для каждой фракции, удобнее для оператора по ряду причин. Анна Смирнова их перечислила. Первая – так проще в логистике, потому что для вывоза разного вторсырья нужна одна машина, а не несколько для каждой фракции. Также значение имеет бюрократия – вторсырье в двухпоточной системе сбора по документам проходит как твердые коммунальные отходы, за вывоз которых платят напрямую жители, а не производитель упаковки через бюджет региона. Сам механизм еще обсуждают в правительстве России.

Также один контейнер на все вторсырье проще администрировать. И в помощь развития этой системы имеется опыт Москвы, где по двум, а не четырем контейнерам мусор сортируют уже два года.

«Многопоточную систему никто в стране еще не делал, и нигде, кроме как в Петербурге, нет такой разветвленной сети сбора, когда разные фракции собирают на разные группы отходов разными путями. У нас многопоточная система существует фактически уже три года, но развивалась она стихийно. Поэтому нет достоверных цифр, на основании которых можно построить математическую модель. Но для этого и проводятся пилотные проекты, чтобы все посчитать, в том числе и в деньгах. Многопоточная система эффективнее, а двухпоточная – дешевле», – полагает Анна Смирнова.

Впрочем, в «Невском экологическом операторе» также во главу угла ставить экономику не готовы.

«Ранее в городе действовало большое количество частных предприятий, некоторые из них работают и по сей день, однако почти все они преследуют прежде всего свои бизнес-цели. В связи с геополитической ситуацией цены на вторсырье падают, что отражается на работе бизнеса: как только выгода от работы с раздельным сбором мусора упадет, эти предприятия покинут рынок. Мы же используем другой подход. Для нас важно продумать и внедрить такую систему раздельного сбора, которая не только удовлетворит запросы горожан и будет актуальна для города, но которая также будет максимально эффективна с точки зрения экологии и бережного отношения к ресурсам. Внедрение такой системы и расчет наиболее оптимального сценария может занять время, однако конечный результат при таком подходе будет успешнее», – объяснила Дина Койрес.

Вторая жизнь

Из каждого контейнера – вне зависимости от их числа – мусор вывозит отдельная машина.

«Отходы между собой не смешиваются», – заверили в «Невском экологическом операторе».

Раздельно собранный мусор с севера города отправляется на производственные линии «АРТЭКО», где сырье дополнительно сортируют и очищают. Из бывшего в употреблении пластика делают сырье для волокна, геотекстиля, упаковочной пленки, той же пластиковой тары. Стекло и металл отдают профильным предприятиям.

Синие контейнеры Московского района обслуживает автопарк №1 «Спецтранс». Вторсырье они везут на собственные мощности комплексов «Обухово» и «Предпортовая».

К концу следующего года «Невский экологический оператор» планирует выйти на суммарный уровень собираемости раздельно накопленных отходов в 20 000 тонн. Сложностей с переработкой не ждут.

«У существующих мощностей имеется запас для переработки поступающих отходов. Кроме того, на части будущих мусороперерабатывающих производств, которые «Невский экологический оператор» планирует запустить к 2024 году, также планируется реализация перерабатывающих мощностей. Это позволит существенно расширить и усилить наши проекты по внедрению раздельного сбора», – заключила Дина Койрес.

Закрыть