Петербургу выберут, как делить мусор – на два или четыре
До конца августа соберется Экологический совет. По поручению губернатора Петербурга Александра Беглова, на нем заслушают отчеты по внедрению пилотных проектов раздельного сбора. Таких в Петербурге сейчас проходят два. В одном система сбора мусора многопоточная, она же многофракционная – когда на площадке стоят отдельные контейнеры для бумаги, стекла, пластика и всего остального. А во втором – двухпоточная, она же дуальная, когда контейнеров только два: для любого вторсырья и всего остального. Городу предстоит выбрать одну из двух, а может, и сразу обе – такое, как считают в «Невском экологическом операторе», тоже возможно.
Цвета севера
Контейнеры разных цветов первыми на мусорных площадках заметили жители в Калининском и Красногвардейском районах. В январе, когда мусорная реформа только стартовала, их было 200, а через полгода – уже 800.
Цветов у контейнеров на севере – четыре: зеленые пухто для смешанных отходов, желтые для пластика, металла, картона от напитков, синие – для макулатуры и черные – для стекла.
С начала года, как рассказала официальный представитель компании «Невский экологический оператор» Дина Койрес, перевозчики из разноцветных контейнеров вывезли 208 тонн вторсырья. 50 тонн из этого – пластик, металл, тетрапак, 27 тонн – макулатура, и 131 тонна – стекло. При этом стекло принимают не только в виде цельных бутылок и банок, но и осколки.
«Для дальнейшей переработки пригодна как целая стеклянная тара, так и бой, просто использоваться в дальнейшем они будут по-разному в зависимости от размера самих осколков, – объяснила Дина Койрес. – Совсем мелкие осколки пойдут в отсевную фракцию, она также используется повторно – ее закупают некоторые производители строительных материалов. Процесс вторичной переработки стекла в России хорошо налажен, его обрабатывают и в дальнейшем превращают в новые бутылки и банки, в стекловату, стекловолокно, стеклянную плитку, в жидкое и пеностекло и другие материалы. Стекло – это ресурс, который практически не теряет своих свойств при вторичной переработке и может использоваться очень долго».
По оценке координатора отдела содействия внедрению придомового раздельного накопления отходов – ассоциации «Раздельный сбор» Анны Смирновой, вторсырье на севере Петербурга в контейнерах для раздельного сбора оставляют до трети жителей домов, рядом с которыми проходит эксперимент.
«Мы провели социологическое исследование. Оно показало, что в раздельный сбор постоянно вовлечены порядка 30 процентов населения. То есть это те люди, которые пользуются контейнером в том или ином виде, сдавая одну или несколько фракций», – рассказала Анна Смирнова.
Московский путь
На юге Петербурга, в Московском районе, с мая стартовал эксперимент по дуальному сбору мусора. Контейнеры тут бывают только двух цветов: зеленые – для всего и синие – для вторсырья. Синих – сто штук. В них за два месяца работы жители окрестных домов оставили 28,7 тонны отходов. Вот только вторсырья в них на мусорообрабатывающих комплексах нашли всего 11,19 тонны. Это меньше половины.
«Сбор монофракции, когда человек собирает одну понятную фракцию в один контейнер, гораздо эффективнее, чем когда все вторсырье – в один контейнер», – констатировала Анна Смирнова.
В северных районах, где контейнеры разные для разного вторсырья, по данным «Невского экологического оператора», самая большая доля непрофильных отходов достигает 18 процентов. Это в желтых контейнерах для пластика и металла. В черных для стекла и синих для макулатуры доля засоров всего 1,5 процента.
«В целом это достаточно неплохие показатели, – оценила Дина Койрес. – В дальнейшем мы планируем усиливать в том числе нашу просветительскую работу с горожанами, чтобы повысить уровень осведомленности о том, как правильно сортировать отходы. Это позволит как повысить общий процент собираемого раздельно сырья, так и снизить долю брака».
Крест на двухпоточной системе раздельного сбора в «Невском экологическом операторе» ставить не спешат. Объясняют, что, во-первых, выбор делать городским властям, а во-вторых, много разных контейнеров во дворах не всегда есть где разместить.
«У каждого метода есть свои достоинства и недостатки, мы не исключаем сценарий, при котором для каждого района города в дальнейшем будет выбран наиболее подходящий метод раздельного накопления мусора из двух представленных. В частности, в историческом центре наиболее удобной выглядит двухпоточная система», – сказала Дина Койрес.
Цена сбора
Один контейнер для всего вторсырья, а не несколько для каждой фракции, удобнее для оператора по ряду причин. Анна Смирнова их перечислила. Первая – так проще в логистике, потому что для вывоза разного вторсырья нужна одна машина, а не несколько для каждой фракции. Также значение имеет бюрократия – вторсырье в двухпоточной системе сбора по документам проходит как твердые коммунальные отходы, за вывоз которых платят напрямую жители, а не производитель упаковки через бюджет региона. Сам механизм еще обсуждают в правительстве России.
Также один контейнер на все вторсырье проще администрировать. И в помощь развития этой системы имеется опыт Москвы, где по двум, а не четырем контейнерам мусор сортируют уже два года.
«Многопоточную систему никто в стране еще не делал, и нигде, кроме как в Петербурге, нет такой разветвленной сети сбора, когда разные фракции собирают на разные группы отходов разными путями. У нас многопоточная система существует фактически уже три года, но развивалась она стихийно. Поэтому нет достоверных цифр, на основании которых можно построить математическую модель. Но для этого и проводятся пилотные проекты, чтобы все посчитать, в том числе и в деньгах. Многопоточная система эффективнее, а двухпоточная – дешевле», – полагает Анна Смирнова.
Впрочем, в «Невском экологическом операторе» также во главу угла ставить экономику не готовы.
«Ранее в городе действовало большое количество частных предприятий, некоторые из них работают и по сей день, однако почти все они преследуют прежде всего свои бизнес-цели. В связи с геополитической ситуацией цены на вторсырье падают, что отражается на работе бизнеса: как только выгода от работы с раздельным сбором мусора упадет, эти предприятия покинут рынок. Мы же используем другой подход. Для нас важно продумать и внедрить такую систему раздельного сбора, которая не только удовлетворит запросы горожан и будет актуальна для города, но которая также будет максимально эффективна с точки зрения экологии и бережного отношения к ресурсам. Внедрение такой системы и расчет наиболее оптимального сценария может занять время, однако конечный результат при таком подходе будет успешнее», – объяснила Дина Койрес.
Вторая жизнь
Из каждого контейнера – вне зависимости от их числа – мусор вывозит отдельная машина.
«Отходы между собой не смешиваются», – заверили в «Невском экологическом операторе».
Раздельно собранный мусор с севера города отправляется на производственные линии «АРТЭКО», где сырье дополнительно сортируют и очищают. Из бывшего в употреблении пластика делают сырье для волокна, геотекстиля, упаковочной пленки, той же пластиковой тары. Стекло и металл отдают профильным предприятиям.
Синие контейнеры Московского района обслуживает автопарк №1 «Спецтранс». Вторсырье они везут на собственные мощности комплексов «Обухово» и «Предпортовая».
К концу следующего года «Невский экологический оператор» планирует выйти на суммарный уровень собираемости раздельно накопленных отходов в 20 000 тонн. Сложностей с переработкой не ждут.
«У существующих мощностей имеется запас для переработки поступающих отходов. Кроме того, на части будущих мусороперерабатывающих производств, которые «Невский экологический оператор» планирует запустить к 2024 году, также планируется реализация перерабатывающих мощностей. Это позволит существенно расширить и усилить наши проекты по внедрению раздельного сбора», – заключила Дина Койрес.