Антон Соловьев: «Физическая культура помогает перезагрузиться»
– Первый парламентский год для вас в статусе депутата прошел. Оправдались ли ожидания?
– Как таковых ожиданий не было. Были системные вопросы, которые я шел решать. Это, к примеру, налоговые послабления для социально ориентированного бизнеса, проблема продажи зажигалок несовершеннолетним и так далее. Попутно у нас возникают и другие вопросы, среди которых – обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину по поводу установления дополнительных ценников со средней ценой за общепринятую единицу измерения. Есть и те вопросы, которые мы начали решать достаточно серьезно и планомерно, со всей острасткой.
– Какие, если не секрет?
– Например, про повышение уровня престижа работников физической культуры и спорта, повышение уровня зарплат инструкторов по спорту.
– 2022 год в Петербурге – это год дворового спорта. Какие основные проблемы у дворового спорта в городе?
– Мне очень режет слух, как человеку со спортивным образованием, фраза «дворовой спорт». Все-таки спорт – это достижение определенного результата. Во дворе мы тоже достигаем результата, но скорее это массовая физическая культура. А с ней есть ворох серьезных проблем: и с пропагандой физической культуры, здорового образа жизни, и с распространением информации о проводимых бесплатных мероприятиях.
Инфраструктурные проблемы понятны – в городе не хватает объектов. Но куда серьезнее стоит вопрос с кадровым потенциалом. Не все выпускники профильных вузов хотят работать во дворах, и прежде всего из-за зарплаты, которая может быть ниже прожиточного минимума. Одна из моих инициатив здесь будет по изменению федерального законодательства – мы работаем над тем, чтобы добавить в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие «физическая культура по месту жительства». С министром спорта России Олегом Матыциным во время ПМЭФ я об этом уже переговорил.
– А что изменится, если такое понятие появится в федеральном законе? Это повысит зарплаты тем, кто тренирует?
– Есть такая профессия в едином квалификационном справочнике профессий, как «инструктор по работе с населением». Эти ставки есть в каждом муниципальном образовании страны. В Петербурге на ставку принимаются люди с высшим образованием. Они должны знать антитеррористическое, антинаркотическое законодательства, приемы первой помощи, но их зарплата при этом низкая. Эти люди не попали ни в один из указов президента по вопросам повышения уровня зарплаты бюджетникам. А почему? Потому что, в принципе, понятие такого, как «физкультура по месту жительства», нет. Нет – вот и все. Конечно, появление такого понятия поможет поднять зарплаты и поднять престиж профессии.
Сейчас заработная плата тренерам рассчитывается по эффективному контракту. И если тренер высшего спортивного мастерства может за результат своих спортсменов получать доплату, то инструкторы по работе с населением, работающие во дворах, – нет. А они должны вести четыре группы, в каждой не менее 15 человек, и для каждой по две тренировки по полтора часа в неделю. В сумме 24 часа работы на улице и 16 методических часов, и все это за ставку ниже прожиточного минимума. И они – те, кто формирует спортивный резерв для будущей селекции. Он же берется из массовости. Если мы возьмем советскую систему постановки отрасли, то там был чемпионат Советского Союза среди жилконтор по самбо! Представляете уровень развития?! И очень престижно было победить. Там сумасшедшая конкуренция была.
– В будущем в России возможен, на ваш взгляд, такой чемпионат?
– Мы все делаем для этого. Для начала поправим закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В России уже есть спортивные лиги, клубные соревнования. Большую работу ведет исполнительная власть по развитию физической культуры, но есть определенные препятствия, которые не позволяют именно эту отрасль достаточно профинансировать. Сейчас, с учетом внешней ситуации, вектор на развитие физической культуры смещается на внутреннее потребление. И мы должны воспользоваться возможностью и вырастить здоровое, физически и умственно гармонично развитое поколение детей. Физическая культура это позволяет сделать. Умственное – это не только шахматы, но бразильское джиу-джитсу, например. Там не только обучают тактике и стратегии, но и возможности определения своего тела в пространстве, определенные силовые качества помогают развивать.
– Вы чемпион Европы по бразильскому джиу-джитсу, если не ошибаюсь?
– Двукратный чемпион Европы по карате и двукратный чемпион Европы по бразильскому джиу-джитсу.
– Помогает это в работе депутатом?
– Как говорят, мастеров спорта – миллионы, международников – сотни тысяч, а заслуженных – тысячи. Я стал мастером спорта международного класса, но не добился звания заслуженного мастера спорта. В моем возрасте я уже перешел в разряд физкультурников. Физкультура помогает мне полноценно переключиться, полноценно перезагрузиться. Свежая голова – дорогое удовольствие.
– Спорт в России, наверное, первым столкнулся с международной культурой отмены. Еще до 24 февраля выступления на олимпиадах разрешали только без флагов, без гимна. Стоит ли вообще готовиться к следующим олимпиадам спортсменам из России?
– Конечно, стоит. Останавливаться нельзя. А если мы не будем готовиться, а нас будут ждать? С чем мы поедем? Несмотря ни на что, нужно жить и готовиться.
Обвинять спортсменов, что они выступают без флага, я бы не стал. Люди работают, трудятся, им хочется показать результат – то, ради чего они живут. Если же брать в целом запрет выступать с флагом и гимном России, то это попытка стереть нашу страну из истории. В будущем человек посмотрит, увидит, что был такой-то спортсмен с такой-то фамилией под нейтральным флагом. И едва ли он захочет покопаться, чтобы выяснить, откуда чемпион, славянская – не славянская у него фамилия.
Любой человек понимает: чтобы развиваться, нужно соревноваться с тем, кто лучше тебя. То же самое и в спорте. Это понимают даже в недружественных странах. В любом случае родителям, которые отдают детей в спорт и ждут высоких спортивных результатов, стоит знать, что развитие и польза обязательно будут.
– Статус олимпийского чемпиона автоматически делает спортсмена известным в России. Как без него, на ваш взгляд, людям узнавать новые имена в спорте, если не брать фигурное катание, футбол, хоккей – популярные в стране, а лыжи, например?
– Это вопрос к распространению информации. Меня в пандемию очень расстраивало, когда показывали только иностранные лиги по телевизору. Нам нужно работать со СМИ, чтобы внешний вектор спортивных мероприятий развернуть в нашу страну. Необходимо больше освещать не только наши чемпионаты, но и работу с горожанами во дворах. Благо ваше издание не только откликается на все наши приглашения на мероприятия, но и самостоятельно их проводит. Коллегам по цеху брать бы пример.
К слову, сейчас существует проект «Единой России» «Детский спорт», в рамках которого мы будем предлагать несколько проектов по доступности сложно-технических олимпийских видов спорта. Для примера, во Фрунзенском районе сделали уличный скалодром. Это слепок карельской скалы – ребята сделали, молодцы. Когда я стал депутатом, помог его согласовать. Этот скалодром пользуется популярностью. А если таких скалодромов будет много, то будут впоследствии и достижения, а скалолазание – это уже олимпийский вид спорта! Нужно освещать работу и нужно работать со СМИ. Мы работаем в том числе над такими законодательными инициативами.
– Используете американский опыт? В США даже победа в соревнованиях между колледжами в штате популярнее золота на Олимпиаде где-то за границей, судя по фильмам.
– Правильная ремарка по фильмам. У нас тоже уже появляются фильмы про соревнования. С их помощью мы можем донести до наших жителей, что победа внутри России – это ценность, которая не есть, а значит.
В США действительно считается, что победить на внутреннем чемпионате гораздо выгоднее и престижнее, чем на Олимпиаде. Но, как сказал Владимир Владимирович Путин на ПМЭФ, господа в США решили, что они очень исключительные, и такие примеры в истории уже были, и это заканчивалось не очень, последний раз – в Берлине.
– На том же ПМЭФ президент России Владимир Путин призвал бизнес инвестировать в спорт. Петербургскому спорту хватает инвестиций?
– Конечно, не хватает. Да, в городе есть ФОКи, которые строит «Газпром», но есть и проекты, которые, в том числе на Прямой линии с президентом были, и которые мы могли бы решить с помощью инвестиций. Это, например, Театр детского танца. У нас около 7 тысяч детских танцевальных коллективов в Петербурге, которые не имеют своей площадки. И если город вложится землей, а инвестор поможет построить Театр детского танца и гостиницу рядом, то это станет уже объектом федерального значения, который будет развивать и туризм в Петербурге. И это тоже спорт. Брейк-данс уже внесли в список олимпийских видов спорта. И этот театр был бы заполнен, вместе с гостиницей он постоянно приносил бы доходы в городской бюджет.
Достаточно много серьезных проектов можно реализовать и не за счет бюджета. Недавно на платформе «Народного фронта» мы провели встречу с медиками, которые стояли на передовой борьбы с ковидом. Выработанную резолюцию затем обсудили с коллегами при рассмотрении бюджета территориального фонда медицинского страхования на Бюджетно-финансовой комиссии.
Дело в том, что сейчас уровень заболеваемости падает. Но что делать с теми, кто переболел? Ведь им требуется реабилитация, на создание которой выделены приличные средства. Но ведь в Петербурге уже работает система центров физической культуры и спорта, специалисты которых занимаются с населением физкультурой по месту жительства, по факту – их реабилитаций на свежем воздухе!
И мы предложили использовать потенциал этих самых центров для реабилитации людей после перенесенного ковида. Все те, кто были на рабочей встрече, включая руководство Центра имени Алмазова, 20-й городской больницы, Больницы имени Боткина согласились, что самое важное в реабилитации – это физкультура на свежем воздухе. Комитет здравоохранения уже прислушался к нам, и в выписных эпикризах людям, перенесшим ковид, вписывают рекомендацию обратиться в Центр физической культуры и спорта и здоровья по месту жительства. А вырученные средства можно перенаправить на первичное медицинское звено, и этот опыт можно использовать не только у нас, но и в регионах.
– Вы занимаетесь не только спортом и законотворческой деятельностью, но и научной, насколько нам известно. Могли бы подробнее рассказать, над чем работаете сейчас и как удается совмещать столь разносторонние виды деятельности?
– Действительно, у меня есть ряд научных публикаций в сборниках, выступал и выступаю на конференциях. Это отличная тренировка для мозга и возможность поделиться идеями, обсудить их с профессиональным сообществом. Сейчас мы начинаем готовиться к XI международному конгрессу «Спорт, Человек, Здоровье» в Санкт-Петербурге, который запланирован на конец апреля 2023 года. Одна из площадок там будет посвящена турниру памяти моего отца – Фестивалю единоборств имени В.А. Соловьева.
Этот турнир мы проводим 11 лет, и его главная цель – не кубки и награды, а воспитание молодого поколения. Боевые единоборства – это одно из популярнейших направлений физической культуры и спорта в России. У нас сегодня участвуют пять боевых федераций, которые поддерживают идеи преемственности поколений, нравственности и воспитания детей и подростков. Ежегодно на фестиваль съезжаются около 1,5 тысячи участников с разных уголков России и даже из стран ближнего зарубежья. Все они имеют возможность не только получить эксклюзивные медали, календари и подарки, но и пообщаться с именитыми спортсменами, например, c чемпионом Европы по самбо и обладателем Кубка мира Сергеем Кирюхиным, чемпионом мира по боксу Денисом Рехиным и двукратным чемпионом мира по карате-киокусинкай Александром Дроздом.
В этом году мы также пригласим чемпиона мира по боксу Александра Поветкина и чемпиона Всемирных игр боевых искусств Дмитрия Бивола. Приходите, будет интересно!