В Санкт-Петербургской академической филармонии стартовал уникальный историко-музыкальный проект «Партитура памяти»
И дело не только в том, что 9 августа здесь день в день, как и 80 лет назад, была исполнена знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. На втором этаже Филармонии, в двух залах-фойе, открылась выставка, рассказывающая о том, как готовилась премьера этого выдающегося произведения в блокадном городе.
Свидетельства трагической эпохи
Концерт, казавшийся немыслимым в условиях августа 1942 года, и сама Седьмая симфония стали не просто символами мужества непокоренных ленинградцев: это демонстрировало победу музыки и гуманизма над эпидемией расчеловечивания, охватившей Европу. И об этом говорит тот факт, что выдающееся произведение Шостаковича в том же 1942 году неоднократно исполняли не только у нас в стране, но и за рубежом. «Своеобразной увертюрой к выставке является карта мира, на которой отмечены 20 городов, где прозвучала Седьмая симфония, – подчеркнула автор и куратор проекта, доктор исторических наук Юлия Кантор. – А на стене в одном из залов указаны и даты этих концертов. Подобная историческая справка представлена в буквальном смысле впервые».
Впервые в рамках одной экспозиции оказались и многочисленные артефакты, имеющие самое непосредственное отношение и к истории создания симфонии, и к ставшему легендарным концерту. Ведь в проекте приняли участие целый ряд крупнейших музеев и научных учреждений России. В частности, Самарская областная универсальная научная библиотека, Национальный российский музей музыки, Архив социально-политической истории, Музей музыкального и театрального искусства, Музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей политической истории России.
Поэтому в экспозиции представлены не только редчайшие документы (как, например, рассекреченные данные о динамике смертности в Ленинграде в первую блокадную зиму), но и личные вещи музыкантов. Скажем, подлинный концертный фрак тромбониста В.И. Юдина, в котором музыкант выступал на том самом концерте 1942 года, или, например, дирижерская палочка Карла Элиасберга. Никого не оставят равнодушным и нигде не опубликованные трогательные письма Дмитрия Шостаковича, которые он писал из эвакуации своей маме, оставшейся в блокированном городе.
Петля времени
Однако при всем при этом главным экспонатом является подлинная рукописная партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Работать с рукописью композитор начал еще в Ленинграде в сентябре 1941 года, потом увез с собой в эвакуацию, там закончил и хранил у себя. А в 1943 году в Москве передал на хранение в музей.
«И вот сейчас эта партитура, спустя чуть больше 80 лет, ради этой выставки вновь оказалась на берегах Невы, – поделился директор Национального российского музея музыки Михаил Брызгалов. – И ведь надо заметить, что она до этого ни разу не покидала стены нашего музея! Это беспрецедентное событие. И я очень рад, что мы принимаем участие в данном проекте. Именно этот документ и является настоящей партитурой памяти. Ведь концерт, который состоялся 9 августа 1942 года, являлся моральной победой над врагом не только Ленинграда, но и всей страны. Об этом нельзя забывать. Нужно постоянно привлекать внимание к этому событию. Тем более, что оно сегодня обретает особую актуальность».
Выставка уникальна еще и с точки зрения своего месторасположения. «Мы впервые создали в наших залах пусть и временное, но самое настоящее музейное пространство, – признается заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии Евгений Петровский. – Нам, если хотите, пришлось осваивать музейное дело: изучать устройство витрин, создавать сигнализацию, работать с паспортами безопасности. Ведь раритеты не могут выставляться в неподготовленных по многочисленным и строгим правилам помещениях. Если честно, то поначалу нам даже было страшно: казалось, что мы не справимся с поставленной задачей. Но, как видите, все получилось. И по тому вниманию, с которым многочисленные посетители рассматривают экспозицию, видно, что мы совершили благое и нужное дело».
Кстати, хотя открытие выставки и было приурочено к памятному 9 августа, но свои двери для всех она теперь вновь распахнет только 25 сентября, когда в Филармонии начнется очередной музыкальный сезон. И работать будет до 20 октября (вход свободный для всех посетителей концертов).
Камертон совести
Ну а кульминацией проекта «Партитура памяти» было, конечно, исполнение самой Седьмой симфонии. Причем это была тоже своего рода премьера: впервые за 80 лет это произведение было исполнено именно 9 августа (ведь коллектив Филармонии в это время обычно находится на каникулах) – в честь юбилейной даты.
При этом, как и 80 лет назад, в Большом зале не было ни одного свободного места. На торжественном концерте присутствовала Ирина Антоновна Шостакович (супруга великого композитора), а также представители музейного сообщества, потомки музыкантов легендарного оркестра Карла Элиасберга и ленинградцев-блокадников.
На сцене же были музыканты сразу двух коллективов Филармонии: Академического симфонического оркестра (правонаследника оркестра Ленинградского Радиокомитета) и Заслуженного коллектива России. Именно поэтому, кстати, на афише концерта, как и 80 лет назад, было просто указано: «Симфонический оркестр» (да и сама ее графика напоминала ту, что использовалась в 40-е годы).
«Дирижер Карл Элиасберг совершил в 1942 году настоящее чудо, – отметила Юлия Кантор. – И совсем не случайно среди экспонатов выставки есть и его камертон. Это метафора и символ всего нашего проекта. Абсолютно чистый звук без всякой фальши необходим при рассказе о таком событии и при воспоминаниях о таком подвиге. Камертон Элиасберга слышен и сегодня. Чтобы можно было свериться с камертоном собственной совести».