Правда и свет побеждают: концерт к 80-летию Седьмой симфонии объединил сотни петербуржцев
Вчера вечером на стрелке Васильевского острова, над Невой зазвучала седьмая Ленинградская симфония. Концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-й годовщине первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, объединил сотни петербуржцев, вновь напомнив бессмертную историю создания и исполнения этого произведения.
Уже после премьеры в Куйбышеве, где эвакуированный из Ленинграда Дмитрий Шостакович закончил произведение, стало понятно – это не просто музыка, это свидетельство героизма и непобедимости страны. Сегодня, спустя 80 лет после первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде, пожалуй, сложно представить более знаковое место для ее звучания – между Ростральных колонн, с видом на Эрмитаж и Дворцовый мост. Легендарную композицию исполнил Всероссийский юношеский симфонический оркестр под руководством Юрия Башмета. Маэстро признался журналистам, что взволнован: он впервые ее дирижирует.
«Уже в Первой симфонии Дмитрий Дмитриевич говорил о блокадном Ленинграде и продолжил и во второй, и в пятой… Она сама по себе – уникальный музыкальный памятник, связанный именно с Ленинградом, Россией и Советским Союзом. Эта симфония в репертуаре прекрасных питерских, московских и зарубежных оркестров. А самое главное для меня – исполнять ее будут лучшие молодые музыканты нашей страны от 11 до 22 лет. Я принципиально ничего не рассказывал им о симфонии. Для них это премьера, для меня – тоже: я никогда эту симфонию еще не дирижировал. Для нас было главное – максимально сохранить партитуру с пожеланиями автора, чисто исполнить без каких-либо трактовок», – отметил Башмет.
На сцене в этот вечер звучали отрывки из произведений Даниила Гранина, Ольги Берггольц – голосов блокадного города. Их читали Константин Хабенский, Алексей Гуськов, Светлана Крючкова и другие известные артисты.
«Мой грех, я слышал симфонию только фрагментарно, – признаётся Константин Хабенский. – Сейчас на репетиции мне удалось дважды послушать от начала до конца. Та ассоциация, которая была с детства, растворилась. Я услышал совершенно замечательные тёплые моменты. Она будет звучать так же и сто лет спустя, в ней заложена такая мощь и нежность».
Симфония сама по себе уже стала памятником, и ничего близкого в мире не существует, уверен Алексей Гуськов. Премьера Симфонии №7 в Ленинграде прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Тогда ее исполнил Оркестр Ленинградского радиокомитета.
«Какой путь прошёл Оркестр радиокомитета под руководством Карла Ильича Элиасберга – человека огромного таланта и огромной скромности… когда интересы музыки гораздо выше всего дурного. После концерта он сказал музыкантам, что их могут забыть поимённо. Это неважно. Важно, что в голодном, измученном городе звучала симфония Шостаковича. И об этом будут помнить и дети, и внуки», – напомнил Гуськов.
А президент России Владимир Путин назвал симфонию и историю ее исполнения «свидетельством настоящего искусства».
«Это свидетельство настоящего, большого искусства, где великими на все времена становятся произведения, которые славят истинные, вечные ценности, объединяют людей всех возрастов, национальностей и религий, утверждают правду и свет, которые всегда берут верх над ложью, над силами тьмы», – сказал он в своем видеообращении к зрителям концерта.
Финальным аккордом концерта стало световое шоу и полная реконструкция победного салюта 1945 года, который прошёл в Ленинграде.