«Отечественная космическая отрасль нуждается в хороших идеях»: подросток из Петербурга создал модель планетохода
– Ты с командой недавно вернулся со всероссийского конкурса «Большие вызовы», который проходил в сочинском «Сириусе». Как тебе поездка?
– Мне очень понравилось, классная обстановка и атмосфера. Мы ездили на «Розу Хутор», в Красную Поляну и в заповедник, ну и, конечно, делали проекты.
– Ты давно занимаешься робототехникой?
– Я занимаюсь робототехникой с раннего возраста. Помню, что шестилетним, перед поступлением в первый класс, я ходил с мамой на дни открытых дверей в разные школы. И выбрал именно школу №255 после того, как увидел собранного там робота из конструктора «Лего». С первого класса я сам стал этим заниматься! Есть такое направление, как спортивная робототехника, это когда роботы соревнуются в спортивных дисциплинах, схожих с соревнованиями людей. Для меня первым роботом стал робот-сумоист: в круг ставятся два робота, задача состоит в том, чтобы один вытолкнул другого. В первом классе таким многие занимаются, потому что не нужны особые знания программирования, нужно просто собирать робота. Сумо – это базовое направление и для первого раза самое то. А еще я увлекаюсь футболом: даже ходил болеть за нашу сборную на чемпионате мира на «Газпром Арену» в матче с Египтом. Я привык поддерживать российских игроков, мне всегда нравились люди, которые и за рубежом доказывают, что могут отлично играть, например, Юрий Жирков, Так, он играл в «Челси». Я, к слову, был вратарем, а теперь стал защитником: у меня было несколько травм подряд и стало проблематично стоять на воротах.
– Чем ты занимался на «Больших вызовах»?
– Мы с командой разрабатывали модельный планетоход, который предназначался для разных миссий. Он состоял из платформы и модуля. В зависимости от назначения модули можно было менять. Моя часть работы была более общая и организаторская: я придумывал облик и дизайн, создал основу, а мои сокомандники занимались наполнением: кто-то электротехникой, кто-то делал шасси для того, чтобы робот мог двигаться, а кто-то программировал его, наделял логикой. Конечно, на Луну мы его отправлять не собираемся, потому что это макет, но, я думаю, наработки, которые в нем были сделаны, вполне могут применяться в реальных космических миссиях. Робота можно использовать в качестве учебного макета для того, чтобы дети изучали новые технологии – протоколы связи, новые способы обработки материалов, например, лазерную резку фанеры. Еще его можно использовать как автономную машинку. В будущем роботы покроют все сферы жизни, даже музыку они уже могут писать.
– А где занимаешься робототехникой в Петербурге?
– В школьном кружке и Академии цифровых технологий, там я готовлюсь к Национальной технологической олимпиаде по спутниковым системам.
– Где планируешь учиться?
– У меня несколько вариантов: в основном это Политех и ИТМО. С Политехническим университетом я знаком больше, чем с другими университетами, мне он очень нравится.
– Чем хочешь заниматься через 15 лет?
– Наверное, ничего не мешает сохранить футбол как хобби, потому что много людей, действительно этим увлеченных, единомышленники всегда найдутся. А кем я хочу работать, я даже не представляю, потому что робототехника – это очень большая область и есть множество узких специализаций: конструирование, программирование, обслуживание или разработка концепций. Хотелось бы создать свою компанию, это, естественно, сложно, наверное, начну я с какой-то конкретной компании, изучу ее работу изнутри, прочувствую «внутреннюю кухню».
БЛИЦ
– Любимая книга?
– Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения». Он рассказывает про то, как пришел в автомобильную сферу, про конвейер. До него автомобилестроения не существовало в принципе. А еще его история рассказывает о том, что любимое дело можно найти в любом возрасте.
– Любимый фильм?
– «Крупная рыба» Тима Бертона. Посмотрел недавно, мне очень понравилось, возможно, потому что происходящие в нем события близки мне. Мои родители развелись, когда мне было четыре года, и тема отцов и детей очень важна. Конечно, моя жизненная история не идентична тому, что я увидел на экране, но было о чем подумать и поразмыслить. В какой-то степени я увидел себя… Моя семья во всем меня поддерживает, и они очень хорошо относятся к моей работе, хотя и совсем не связаны с этим: моя мама – филолог, а папа – врач. Понимают, что за этим будущее и это перспективная область.
– Твое место силы?
– Я живу в центре, рядом с Сенной площадью, и, прогуливаясь по ней, Вознесенскому проспекту, Невскому проспекту, несмотря на то что вокруг много людей, нахожу приятные эмоции. Исторический центр меня вдохновляет.
– С кем ты хотел бы встретиться?
– Может быть, это банальный ответ, но, зная историю его проектов, не могу не сказать про Илона Маска. Он вдохновляет меня, несмотря на то что он работает на национальное космическое агентство США, которое связано с их Министерством обороны. Его работа впечатляет: повторное использование ступеней – об этом 15 лет назад даже не мечтали – или сети из трех тысяч спутников на всех орбитах Земли. Я бы сам хотел поработать с «Роскосмосом», и отечественная космическая отрасль нуждается в хороших идеях.
– Твой жизненный девиз?
– Никогда не сдаваться и всегда идти к своей цели.