Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Рубль за метр»: зачем эта программа Петербургу

В ближайшее время в городе выставят на торги многострадальный особняк Мессонье на Кожевенной линии. При этом совсем недавно своих хозяев уже нашли дом Брюллова на Кадетской линии и Конюшенное ведомство. Все это стало возможным благодаря городской программе

«Перспективность программы «Рубль за метр» заключается в том, что город не только станет ежегодно получать доход от сдачи в аренду дома Брюллова и Конюшенного ведомства в размере 48,7 миллиона рублей, но и силами инвесторов восстановит уникальные объекты истории и архитектуры, сохраняя при этом их в своей собственности», – объясняет генеральный директор Фонда имущества Петербурга Станислав Гармаш.

МЕХАНИЗМ СПАСЕНИЯ

По условиям программы, памятники истории и культуры, которые находятся в плачевном состоянии и никем не используются, передаются арендаторам сроком на 49 лет. В течение семи лет пользователь проводит ремонтно-реставрационные работы. И, пока идет реставрация, арендатор платит сумму, которая определяется во время аукциона. Его проводит Фонд имущества Санкт-Петербурга.

Как только специалисты Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) принимают проделанную работу, арендатор может обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) с заявлением на установку минимальной арендной платы в размере один рубль за один квадратный метр.

ДАЛЬНОВИДНЕЕ МОСКВЫ

Программа стартовала в городе еще в 2018 году. И фактически Петербург пошел по стопам Москвы, где подобная программа работает с 2012 года. За 10 лет ее существования в столице отремонтировали не менее 30 зданий.

«В Петербурге, по сравнению с Москвой, сегодня отреставрирован по программе только один объект – библиотека Колобовых на Большой Зелениной в Петроградском районе. Но здесь нет ничего удивительного. Требовалось время для принятия нескольких подзаконных правовых актов, формирования списков с объектами и выставления их на торги. К тому же ремонтно-реставрационные и проектные работы занимают семь лет в соответствии с программой. Если бы мы выставили первые объекты сразу, в том же 2018 году, то промежуточные результаты работы программы все равно появились бы не раньше 2025 года», – комментирует ситуацию заместитель директора Агентства по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга (оператор программы в городе) Ирина Золотовская.

В 2019-2022 годах своих арендаторов нашли семь объектов. Среди них уже упомянутое Конюшенное ведомство, Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на улице Химиков, здание Оранжереи на территории дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача» в Петергофе, дача Кочкина в Сестрорецке.

По мнению Ирины Золотовской, Петербург оказался более дальновидным, с самого начала прописав в условиях программы срок семь лет. В 2012 году, когда программу приняли в Москве, арендаторам давали на реставрацию пять лет.

«Это довольно жесткие условия, если учитывать все административные процедуры: необходимость получения задания и разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ, историко-культурной экспертизы, самих работ... В конце концов в Москве было решено продлить срок проведения ремонтно-реставрационных работ еще на два года», – отмечает Ирина Золотовская.

НУЖНЫ ДЕНЬГИ

Чтобы участвовать в аукционе, потенциальный пользователь объекта должен предоставить перечень необходимых документов.

«Для участия в аукционе необходима достаточно большая сумма в качестве задатка. На мой взгляд, это важный инструмент, подтверждающий состоятельность потенциального арендатора. Как известно, реставрация – это довольно дорогой вид работ. Поэтому, конечно, не каждая компания готова стать участником нашей программы», – подчеркивает Ирина Золотовская.

При этом у пользователя, по ее словам, нет возможности выкупить объект. Однако у арендатора появляется возможность извлечь коммерческую и социальную выгоду из него.

Отметим, что после реставрации пользователь может открыть внутри объекта все, что посчитает нужным. Единственное условие – помещение не может быть жильем.

ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ

Программа «Рубль за метр», по словам председателя КГИОП Сергея Макарова, – это не панацея, а одна из возможностей, которую Смольный использует для вовлечения памятников в инвестиционный оборот.

«До ее появления мы применяли классические способы передачи объектов инвесторам – продажа, аренда с особыми инвестиционными условиями, концессионное соглашение, государственно-частное партнерство. «Рубль за метр» – это еще один способ, который город предоставляет на выбор юридическим и физическим лицам, желающим вложить средства в сохранение объектов культурного наследия для использования их в нежилых или коммерческих целях», – поясняет позицию Смольного Сергей Макаров.

По словам директора департамента финансовых рынков и инвестиций компании Nikoliers Анны Сигаловой, из-за руинированного состояния зданий инвестиции в их реконструкцию сопоставимы с рыночной стоимостью покупки подобных объектов.

«Но только в случае покупки на рынке инвестор получает здание в собственность, здесь же предполагается аренда на 49 лет, а вкладываться в арендованный объект готов далеко не каждый. Тем не менее программа дает возможность получить уникальное здание, которое никогда бы не появилось на рынке», – считает Анна Сигалова.

11 ОБЪЕКТОВ ЗА ПОЛГОДА

Добавим, что за первые шесть месяцев нынешнего года Агентству по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга удалось подготовить документы для 11 объектов, которые уже в ближайшее время могут найти своих арендаторов. Среди них усадьба архитектора Гана в Петергофе, особняк Мессонье на Кожевенной линии, комплекс жилых домов по улице Урицкого в Кронштадте, дом Полевой в Ломоносове.