Молодежный театр на Фонтанке презентовал новую авторскую экскурсию-прогулку по Измайловскому саду
Все в сад!
Судьба Измайловского сада сложилась не сразу. Он долгое время переходил из рук в руки. Пока купцы Тарасовы, отличающиеся особой предприимчивостью, не сдали его в аренду Петру Тумпакову – домовладельцу, миллионеру, крупнейшему антрепренеру. Именно он и предопределил дальнейшую судьбу этого участка, который назвал садом «Буфф».
Историки свидетельствуют, что «в 1901 году предприимчивый ярославец Тумпаков, некогда бывший половым в чайной, сломал все постройки, за исключением раковины для оркестра, построил театр с партером под крышей».
Он же приобрел на Всемирной торговой выставке в Париже знаменитые шуховские фермы, которые легли в основу здания театра, рассчитанного на 1200 мест.
Небывалый по масштабам проект вызывал зависть и недовольство конкурентов. Они были уверены в его провале. Однако дальновидный антрепренер сделал ставку не только на известных артистов, но и на… ресторан, который соорудил напротив театра. И не прогадал.
Большие перемены
«Люди были готовы отдать любые деньги, лишь бы попасть, к примеру, на концерт суперпопулярной в то время певицы Анастасии Вяльцевой. Или увидеть молодого талантливого Николая Монахова, который впоследствии участвовал в организации Большого драматического театра и был его ведущим актером», – уточнила экскурсовод.
Но, конечно, главным источником дохода все же был ресторан (сегодня здесь находится Малая сцена Молодежного театра на Фонтанке), очень популярный и недешевый. Например, если в городе бутылку шампанского можно было купить за 3-4 рубля, то у Тумпакова она продавалась за 12. Привлекали публику и отдельные кабинеты, где можно было кутить хоть несколько дней.
Удивительно, но увеселительная деятельность в саду была сохранена даже после революции. На его сцене выступали Исаак Дунаевский, Леонид Утесов, Любовь Орлова. Все изменила война. В блокаду на территории Измайловского сада началась совсем другая жизнь: здесь разместили один из призывных пунктов, установили зенитную батарею, разбили блокадный огород.
Прежняя жизнь стала возвращаться в эти места только в 1950-х. При входе в сад установили новую металлическую ограду с кассовыми каменными павильонами. Здание бывшего ресторана напротив театра переделали под искусственный каток.
Полноценной творческой жизнью это место вновь зажило только в 1979 году, когда здесь начались репетиции Ленинградского молодежного театра, который возглавил Владимир Малыщицкий. А в 1989 году художественным руководителем театра, получившего адресное уточнение – Молодежный театр на Фонтанке – стал народный артист России Семен Спивак.
Петербургский ангел
В то время как здания Измайловского сада периодически меняли свое предназначение, сам сад, находящийся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), оставался неизменным. Ну разве что в нем стали появляться различные скульптуры, придавшие ему особую изюминку.
Десять лет назад на одну из скамеечек сада присел Петербургский ангел. Скульптор Роман Шустров, жизнь которого унес коронавирус, посвятил ее ленинградским старикам. Однако именно эта грустная фигурка стала местом притяжения петербуржцев всех возрастов. Так же, как и «Почта ангела», которую из-за частых взломов пришлось перенести поближе к кассам.
О театральной специфике сада напоминают и другие скульптуры. Например, абстрактная фигура Дон Кихота или башня из спектакля «Отелло», который более десяти лет не сходил со сцены.
А прошлым летом в саду появились гигантские качели. Их подарил театру владелец мастерской по дереву, который в детстве проводил здесь много времени. В стальную часть качелей он вложил записку, содержание которой оставил для всех тайной.
Понятно, что богатый историей сад требует постоянного внимания и ухода. Садовники бережно ухаживают за деревьями и кустарниками и каждый год высаживают здесь более двух тысяч растений. С мая по сентябрь они радуют глаз и тем, кто спешит в театр, и тем, кто просто хочет прогуляться по старейшему в городе Измайловскому саду.